В 2012 году акцизы на топливо могут подскочить сразу на семь рублей
15.07.2011

Экспертная группа по подготовке «стратегии-2020″ решила, на что развивать дорожную систему: надо взять деньги у автомобилистов. На частные инвестиции можно вести отдельные проекты, перераспределять расходы бюджета в пользу дорог недопустимо, объясняют эксперты.

Акцизы на топливо в 2012-2015 гг. должны быть повышены в расчете на литр на 7-8 руб. и почти треть розничной цены бензина должна пойти на строительство и ремонт дорог, заявили специалисты Минтранса. Как сообщают «Ведомости», на вырученные деньги государство планирует развивать дорожную систему страны, переложив, таким образом, большую часть расходов на плечи автомобилистов. Однако пока в Налоговом кодексе заложено повышение акциза на 1 руб. в 2012 и 2013 гг. Сейчас акциз на литр бензина 3-го класса составляет 4,23 руб., это 18-23% стоимости 92-го бензина в зависимости от НПЗ («Сколько все-таки налогов в цене бензина?»).

В транспортный налог должна войти плата за парковку автомобиля на территориях муниципалитетов, для чего можно ввести и дополнительный налог, считают эксперты. А в будущем они предлагают ввести налог на километр пробега, но придется оборудовать все машины устройствами спутникового позиционирования.

Из материалов заседания экспертной группы «Стратегия-2020″

3. Предлагаемые меры

3.1. АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ (цена вопроса до 3-3,3% ВВП)

Минимальные годовые затраты на ремонт и содержания автомобильных дорог, рассчитанные по нормативам, ранее утвержденным Правительством РФ, должны были бы составлять не менее 1,0 трлн. рублей. Еще порядка 0,5 трлн. рублей (из расчета хотя бы 5-процентного прироста сети) должны составить ежегодные ассигнования на новое строительство. Таким образом, 1,5 трлн. рублей (или 3,2-3,3 % от ВВП) – это ежегодный стандарт ассигнований на содержание и развитие дорожных сетей. Официальный прогноз инвестиций до 2020 года заявлен в сумму 8 400 млрд. рублей, то есть порядка 1,2-1,3% от ВВП в год.

В этой сфере на первый план выходят проблемы платежных обязательств пользователей, эффективности использования ассигнований и, в первую очередь, преодоления общераспространенных заблуждений и установок социально-политического и социально-психологического плана.

Бездорожье, скверное качество дорог, систематические заторы в крупных городах стали общим местом во всех общественных дискуссиях. При этом владельцы транспортных средств всех типов и назначений уверены в том, что за свое пользование дорогами они рассчитались сполна (купив «дорогой» бензин и уплатив «непосильный» транспортный налог) и, соответственно, бездорожье, скверные дороги и систематические заторы – прямое упущение властной элиты. Одновременно, растет всеобщая убежденность в том, что дорожное строительство – самый коррупционный сегмент экономики, цены дорожных работ многократно завышены, да и в целом дорожное хозяйство – это черная дыра экономики, нечувствительная к росту инвестиций.

До сведения автовладельцев (и широкой общественности в целом) не доводится тот факт, что акцизами на бензин и транспортным налогом российские автомобилисты покрывают менее 40% бюджетных расходов на дорожное хозяйство и, соответственно, сообщество автовладельцев является по факту вторым после пенсионеров крупнейшим реципиентом бюджетной поддержки. Вместо этого в публичное пространство вводятся иллюзорные соображения (основанные на сугубо локальных зарубежных практиках и несоответствующие российским инвестиционным реалиям) по поводу возможности решения дорожных проблем страны за счет частных/иностранных инвестиций в платные дороги, использования механизмов государственно-частного партнерства, контрактов жизненного цикла и т.п.

В связи с изложенным представляется необходимым реализация следующей системы мер.

A. Меры доверия, направленные на утверждение репутации дорожного хозяйства в качестве эффективного получателя инвестиций

i. Неотложный пересмотр норм и регламентов проектирования, ценообразования и государственной экспертизы в дорожном строительстве в соответствие с практикой стран – членов ОЭСР (американской, британской, немецкой…). Возможна, к примеру, непосредственная ориентация на корпус документов США: “Highway Design Manual”, “Standard Specifications for Construction”, “National Highway Construction Cost Index” и т.п.

В частности, должна быть сформирована регулярно пополняемая база данных по ценам на дорожное строительство, позволяющая определять средние значения и доверительные интервалы расценок на отдельные виды работ, исчисленные по выборке сопоставимых объектов (по типу “Internet-based Preliminary Highway Construction Cost Estimating Database”).

Ценовые результаты каждых очередных торгов на дорожно-мостовые объекты должны публиковаться в поэлементном сопоставлении с ценами на аналогичные виды объектов и работ по данным регионов Российской Федерации и зарубежных стран.

ii. Внедрение положений, предусмотренных концепцией Федеральной контрактной системы, включая: подбор оптимальных организационных, управленческих и финансовых схем исполнения государственного контракта на работы в области проектирования, строительства и реконструкции автомобильных дорог с учетом специфики дорожного хозяйства; выработку оптимальной для заданного результата формы государственного контракта, включая выбор схемы обеспечения качества его исполнения.

iii. Обязательное включение в состав конкурсных комиссий по проведению подрядных торгов в области проектирования, строительства и реконструкции автомобильных дорог представителей общественных организаций пользователей (автовладельцев и профессиональных перевозчиков), а также профильных профессиональных объединений (Ассоциация дорожных проектно-изыскательных организаций, Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга и т.п.).

iv. Внедрение (в соответствие с лучшими зарубежными практиками) механизмов экспертного и гражданского контроля в сфере принятия стратегических решений по сооружению крупных дорожно-мостовых объектов, а также технических решений и цен на дорожные работы.

B. Меры, направленные на осознание обществом безусловности платежных обязательств автовладельцев – пользователей автомобильных дорог и неизбежности повышения соответствующих налогов и сборов по типу 100-процентной оплаты коммунальных услуг

В публичный оборот на высоком политическом уровне вводится следующий круг идей:

  • потенциал автомобильных дорог и городских улиц, сооруженных в советскую эпоху, был рассчитан на уровень автомобилизации населения в 60 автомобилей на 1000 жителей; сегодня автомобилизация городов и регионов страны в 4-6 раз больше; накопленный ранее потенциал дорожной сети полностью исчерпан;
  • проблема качественного и доступного жилья однозначно связана с дефицитом транспортно-доступной территории, то есть – в конечном итоге – с дефицитом дорожной сети (не будет дорог – не будет доступного жилья!);
  • предотвращение деградации дорожной сети и ее развитие, адекватное реалиям массовой автомобилизации, требует наличия больших и стабильных (заданных на долгосрочную перспективу) финансовых источников. Потребные ассигнования никогда, и ни при каких условиях не будут получены за счет постатейного перераспределения бюджетных расходов. Ни одна отрасль не вправе претендовать на первоочередной доступ к доходам бюджета, формируемым за счет налогов общего покрытия. Любые предложения, связанные с увеличением финансирования дорожного хозяйства за счет постатейного перераспределения бюджетных расходов, не отвечают ни политическим приоритетам страны, ни мировому опыту;
  • за счет частных, в том числе иностранных инвестиций в рамках концессий и государственно-частного партнерства могут быть реализованы лишь немногие отдельные проекты, не меняющие ситуацию в дорожном хозяйстве страны в целом;
  • вклад бюджета в финансирование дорожного хозяйства, формируемый вне системы целевых дорожных налогов и сборов (то есть за счет налогов общего покрытия), должен быть ограничен в основном ассигнованиями на строительство политически мотивированных дорожно-мостовых объектов общегосударственного значения (саммит АТЭС, Олимпиада-2014, чемпионат мира по футболу-2018 и т.п.);
  • российские автовладельцы ездят по дорогам ровно с тем комфортом, за который они заплатили; улучшение дорожных условий однозначным образом связано с необходимостью повышения платежных обязательств владельцев транспортных средств;
  • в России не будет достойной дорожной сети, пока за это благо в полной мере не заплатят пользователи. Плата пользователя за дороги осуществляется в форме целевых дорожных налогов и сборов, отражающих факт владения (пользования) автомобилем, а также фактический пробег автомобиля по сети дорог.

По сути дела речь идет о признании классического постулата «Highway Users Pay their Way».

C. Поэтапное повышение платежных обязательств автовладельцев – пользователей автомобильных дорог

Совокупные платежные обязательства автовладельцев должны быть поэтапно повышены до уровня покрытия совокупных затрат бюджетной системы Российской Федерации на все виды дорожных работ за вычетом ассигнований на политически мотивированные дорожно-мостовые объекты общегосударственного значения.

Это означает, в частности:

  • повышение в 2012-2015 гг. акцизов на моторные топлива в размере не менее чем 7-8 рублей в расчете на 1 литр. Перспективная налоговая конструкция должна предусматривать, что «целевые дорожные деньги» («road money») должны составлять порядка 30 % от розничной цены бензина;
  • модификацию схемы начисления транспортного налога (и/или введение местных налогов), отражающих обязанности автовладельца платить за использование территории муниципальных образований для хранения и паркования автомобиля. При этом федеральным законодателем должен быть четко декларирован стандартный для современной практики развитых стран принцип: свобода перемещений, а также свобода доступа к территориям общего пользования распространяется на физических лиц, но не на принадлежащие этим лицам транспортные средства.

D. Принятие долгосрочной программы перехода на схему «Pay-as-You-Go Tax», то есть налога по принципу «сколько едешь, столько платишь»

Имеется в виду введение налога за километр пробега по принципу «сколько едешь, столько платишь». Данная схема, уже введенная в Нидерландах и заявленная к использованию в ряде развитых стран, предполагает, что этот налог будет взиматься по дифференцированным ставкам, зависящим от категории и местонахождения дороги, а также ряда характеристик автомобиля и его владельца. Размер платежа определяется по результатам обработки GPS-трека автомобиля; наличие необходимого для этой цели бортового оборудования становится обязательным.

В обозначенных рамках будет снят вопрос о «платных» и «бесплатных» дорогах: дороги станут различаться только своими покилометровыми тарифами. Отпадет необходимость в каких-либо особых решениях для регулирования доступа в городские центры и экологически уязвимые зоны: достаточно будет дифференцировать покилометровый тариф по территории города/региона. Станет возможным введение сколько угодно дробной дифференциации тарифов, как по характеристикам автомобиля (назначению, мощности, осевой нагрузке, габаритам, экологическому ущербу, применению альтернативных топлив), так и по категориям владельцев транспортных средств.

По мере роста масштабов применения системы ГЛАНАСС и улучшения ее эксплуатационных показателей аналогичный переход был бы, безусловно, целесообразен в России. Вероятно, такой переход произойдет за пределами прогнозного рубежа 2020 года; тем не менее, его необходимость должна быть заявлена, а технологическая и нормативно-правовая подготовка должна быть начата уже в ближайшие годы.

Документ полностью…

Источник: http://www.autofed.ru/?p=6583

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Свежие фотки

2014-10-22-...
Image Detail
b_34681
Image Detail
тормозная л...
Image Detail

Я являюсь...

Я являюсь...
 
Крепеж автомобильный