Мобильные устройства виновны в каждом четвертом ДТП |
13.07.2011 |
Примерно четверть всех автоаварий в США происходит из-за того, что водитель использовал во время езды какое-либо мобильное устройство. Такие выводы сделала американская Ассоциация по безопасности дорожного движения Governors Highway Safety Association (GHSA). Подготовленный ей отчет основан на данных более чем 300 научных работ, опубликованных в США в период с 2000 года по нынешнее время. Проанализировав статистику аварий, Ассоциация выяснила, что от 15% до 30% ДТП в США произошло в тот момент, когда водитель отвлекся от дороги. При этом не так опасны разговоры по мобильному телефону, которые караются штрафом в ряде стран, как набор смс-сообщений или просмотр соцсетей, подчеркивают в GHSA. Свои выводы GHSA направила властям американских штатов, чтобы те смогли принять соответствующие меры против отвлекающих факторов. Например, исследователи предлагают запретить начинающим водителям пользоваться телефонами во время движения, даже если устройства оснащены беспроводной гарнитурой. Кроме того, Ассоциация намерена добиваться полного запрета на набор текстовых сообщений с помощью телефона или другого электронного устройства во время управления автомобилем. Табу могут наложить и на использование прочих гаджетов вроде телевизоров и плееров. Авторы доклада также напомнили, что опасны не только мобильные устройства, но и другие факторы, отвлекающие внимание. В частности, приводится статистика, что 81% водителей в момент столкновения разговаривали с пассажирами, 66% меняли радиостанцию или искали компакт-диск, 49% ели или пили что-то, 24% – смотрели на заднее сидение, где сидели дети, 12% изучали карту, 8% прихорашивались. Впрочем, сами исследователи дорожной статистики признают, что проверить соблюдение запретов весьма сложно, да и сами запреты на практике не всегда доказывают свою эффективность. «Несмотря на то, что многие ученые однозначно подтверждают связь между авариями и сотовыми телефонами, мы все еще испытываем потребность в дополнительных данных, – утверждает исполнительный директор GHSA Барбара Харша. – Необходимы дополнительные исследования, посвященные как самой проблеме, так и методам ее решения». Есть и обратная статистика. Так, Институт дорожных аварий США (HLDI) выяснил, что после введения запрета использования телефона во время вождения количество катастроф в трех американских штатах (Калифорния, Луизиана и Минеесота) увеличилось. Единственным штатом, в котором аварийность снизилась, был Вашингтон. Однако через несколько месяцев количество ДТП вновь вернулось на прежний уровень, а в дальнейшем – увеличилось. По мнению экспертов, такая тенденция говорит о неэффективности запрета использования телефоном за рулем, поскольку американцы все равно ему не следуют. Вместе с тем, рост аварий они связывают с тем, что водители, зная о запрете, могли прятать телефоны – так чтобы их не могли увидеть полицейские или камеры. В результате водителям приходилось смотреть вниз, из-за чего их внимание снижалось еще больше, чем если бы они держали телефоны на уровне руля. Против введения запретительных мер уже выступил и Альянс автопроизводителей (Ford, General Motors, Chrysler и Toyota). «Мы поддерживаем государственные законы, которые запрещают текстовые сообщения или разговоры во время вождения. Но помимо развлечений, люди будут разговаривать, читать карты и составлять маршруты, а также слушать музыку за рулем. Автопроизводители работают над тем, чтобы эти операции можно было осуществлять без потери контроля над дорогой», – заявил представитель альянса. В России разговоры по мобильному телефону за рулем также находятся под запретом. Нарушителям грозит штраф 500 рублей. Однако, если водитель пользуется беспроводной гарнитурой, то может говорить по сотовому сколько угодно. Про «вылазки» с электронных устройств в Интернет и переписку в законе ничего не сказано. Впрочем, по словам главы московского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергея Канаева, большинство аварий на российских дорогах с электроникой никак не связаны. «Я хотел бы дожить до того момента, когда в нашей стране треть аварий будет происходить по причине отвлечения водителей на электронные устройства – процент летального исхода при таких ДТП минимален. У нас большинство катастроф связаны с выездом на встречную полосу», – сказал он Firstnews. По мнению Канаева, у российских автомобилистов вообще нет такой возможности отвлекаться за рулем – качество дорог заставляет постоянно концентрироваться. В свою очередь известный блогер Антон Носик выразил в своем Живом Журнале опасение, что российские законотворцы могут перенять зарубежный опыт – «не из заботы о безопасности, разумеется, а в качестве очередного приработка для постовых милиционеров». «Отвлекаются от дороги, на самом деле, не устройства в руках людей, а сами люди за рулём. И причин у них к этому — великое множество, причём в основном в голове: усталость, тревоги, беспокойства, эмоции, амбиции, конфликты, возрастные изменения нервной системы. Какой закон можно принять, чтобы запретить все эти факторы?», – удивляется он. По мнению Носика, подобные запреты могут довести до абсурда: сначала они будут касаться только телефонов, КПК и планшетов, затем радиоприемников с навигаторами, а потом пойдут обвинения в сторону шумных моторов и хорошей звукоизоляции салона, «ибо и то, и другое мешает слышать внешние звуки, важные для оценки дорожной ситуации». Источник: http://www.autofed.ru/?p=6555 |