Транспортный налог: обман по-московски |
08.12.2010 |
В предыдущей публикации (Как нас обманули с транспортным налогом) мы предприняли попытку разобраться в нечистоплотной игре чиновников с транспортным налогом, заложниками которой в очередной раз становятся автовладельцы. Не выходя за рамки школьной арифметики, мы уличили в лукавстве придворных счетоводов – исполнителей «политических решений». Мы выяснили, что увеличение на 1 рубль за литр акцизов на нефтепродукты полностью покрывает текущие поступления транспортного налога. Акцизы включаются в цену конечной продукции, за которую платят автомобилисты, и поступают в бюджеты из наших карманов – другого источника у акцизов нет. Состоявшееся увеличение акцизов на 3 рубля за литр становится трехкратным, а в случае сохранения транспортного налога – четырехкратным обманом автовладельцев-налогоплательщиков. В качестве временного послабления федеральные власти приняли закон о снижение вдвое ставок транспортного налога. Однако московские чиновники, а вслед за ними и другие регионалы воспользовались своим «правом» проигнорировать их решение. Вне зависимости от того, является это демаршем или предварительным сговором федеральных и региональных чиновников, расплачиваться за эти игры будут граждане России, для которых налоговое бремя возрастает в два, а впоследствии и в четыре раза. Пикантность ситуации состоит в том, что своей позицией региональные чиновники демонстрируют неуважение к федеральным властям, которые, как бы к ним ни относились, но все-таки символы нашей общей государственности. Если же это сговор, то неуважение к российской государственности демонстрируют и сами «символы». Подоплекой происходящего является перераспределение доходов консолидированного бюджета в связи с созданием очередной госкорпорации имени дорожного строительства, которую кто-то должен кормить. Разумеется, это не могут быть извлекающие сверхприбыль особо предприимчивые финансовые гении или примкнувшие к ним коррупционеры, которые сами кормятся из того же источника. Как показано в предыдущей публикации, «дополнительные поступления» в консолидированный бюджет из наших карманов в несколько раз превысят поступления транспортного налога. Который, тем не менее, чиновники не хотят отменять. Это злоупотребление правом, злоупотребление по отношению к гражданам страны. Не желает отставать от федеральной бюрократии и обновленная старая московская кратия. Ей удалось завысить транспортный налог в 2 раза по отношению к среднему по стране уровню, и она не собирается сдавать завоеванные позиции. О структуре начислений по транспортному налогу в Москве можно судить из отчета по форме № 5-ТН Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве, который можно скачать с сайта УФНС по ссылке. Аналогичный отчет по форме № 5-ТН по РФ в целом можно скачать по ссылке с сайта ФНС России. Количество транспортных средств в Москве, по которым начислен транспортный налог за 2009 год (по сроку уплаты в 2010 году), без учета льготников составляет 3,19 млн. единиц. По ним начислен транспортный налог на общую сумму 13,9 млрд. руб., то есть в среднем 4 360 рублей на транспортное средство. Аналогичные показатели по РФ в целом выглядят следующим образом: количество транспортных средств без учета льготников составляет 38,99 млн. единиц, по ним начислен транспортный налог за 2009 год на общую сумму 84,83 млрд. руб., то есть в среднем 2 176 рублей на единицу. Сравнение этого среднего по стране с московским показателем свидетельствует о том, что в среднем за свое транспортное средство москвич платит в два раза больше. Это означает, что с каждого транспортного средства московское правительство получает вдвое больше доходов, и на каждое транспортное средство должно приходиться вдвое больше километров городских дорог, вдвое меньше пробок и так далее. Однако наблюдается обратная тенденция, в связи с чем возникает вопрос: куда уходят наши налоги? Кроме транспортного налога, московский бюджет получает из консодидированного бюджета часть поступлений акцизов на нефтепродукты согласно нормативам их распределения между регионами. Эти нормативы определяются ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете. В 2010 году между регионами распределяются все 100% поступлений акцизов на нефтепродукты, причем доля Москвы определена в 4,4232%. Бюджетом города Москвы на 2010 год предусмотрены доходы от поступления акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла из консолидированного бюджета РФ в сумме 6,95 млрд. рублей. Согласно новому федеральному закону, в связи с возрождением дорожных фондов и созданием госкорпорации «Росавтодор», часть поступлений акцизов будет направлена в федеральный бюджет: в 2011 году по нормативу 30%, в 2012 году по нормативу 23%, в 2013 году по нормативу 28%. Соответственно между бюджетами субъектов Российской Федерации будут распределены в 2011 году 70%, в 2012 году 77%, в 2013 году 72% поступлений от уплаты акцизов. При этом доля Москвы в 2011 году сократится до 4,4052%, а в 2012 году возрастет до 5,5633%, в 2013 году – до 5,9493%. Следовательно, в 2011 году от увеличения акцизов московский бюджет едва ли получит хотя бы 20% дополнительных поступлений, но что-то все-таки получит. В проекте бюджета Москвы на 2011 год, который пока доступен по ссылке на сайте Мосгордумы, предусмотрен рост доходов от поступления акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла из консолидированного бюджета до 8,27 млрд. руб., то есть на 19% по отношению к 2010 году. Казалось бы, по логике не должны московские власти в 2011 году снижать транспортный налог, ведь они не получают компенсацию за счет роста акцизов. Но дело в том, что в 2011 году в городской бюджет поступит транспортный налог, начисленный за 2010 год. То есть в 2011 году поступит транспортный налог в полном объеме, и его компенсация не нужна. А вот в 2012 году в московский бюджет поступит не менее 6 млрд. руб. дополнительных доходов от уплаты акцизов, что с учетом их роста в 2011 году составит их увеличение не менее чем на 7,32 млрд. рублей. Это соответствует 75% от запланированной в проекте бюджета Москвы на 2011 год суммы поступления транспортного налога, которая составляет 9,696 млрд. рублей. Это означает, что даже завышенный в два раза транспортный налог будет на три четверти компенсирован дополнительным поступлением акцизов. Поэтому транспортный налог и в Москве тоже с 2011 года должен быть отменен, или, как минимум, снижен на 75% – до 25% действующих в настоящее время ставок. В 2013 году дополнительные поступления акцизов в московский бюджет удвоятся, что перекроет в 1,5 раза поступления транспортного налога. Это означает, что к 2012 году транспортный налог должен быть отменен в безусловном порядке. Основные аргументы московских чиновников против замены транспортного налога увеличением акцизов состоят в том, что поступления транспортного налога все время растут вследствие увеличения количества автотранспорта в Москве, поэтому поступления транспортного налога не будут компенсированы ростом поступлений от уплаты акцизов. Однако, во-первых, очень даже будут компенсированы, как это и показано выше. Во-вторых, это проблема не граждан-налогоплательщиков, а городских чиновников, которыми транспортный налог в Москве завышен в два раза. Именно поэтому увеличение акцизов на 3 рубля за литр перекрывает поступление транспортного налога в Москве только в 1,5 раза, а не в 3 раза, как в среднем по стране. В-третьих, рост автопарка приводит к росту потребления топлива и увеличению поступления акцизов, которое превышает возможный рост транспортного налога. Наконец, в-четвертых, аргументы чиновников не находят подтверждение в бюджете города Москвы. Рост поступлений транспортного налога в проекте бюджета на 2011 год (9,696 млрд. руб.) по отношению к бюджету Москвы на 2010 год (9,35 млрд. руб.) составляет всего 3,7%. Если сравнить суммы поступлений транспортного налога в бюджет Москвы с тем, что начислено налоговыми органами (форма № 5-ТН), можно предположить, что собираемость транспортного налога не превышает 70%. То, что московские чиновники, формирующие городской бюджет, учитывают реальные цифры – это, конечно, хорошо. Но возникает вопрос: зачем нам нужен налог, который уплачивают, фактически, только добровольцы? Надежды отдельных московских чиновников на рост поступлений транспортного налога в 2011 году на 20-30% за счет дальнейшего роста автопарка и повышения собираемости налога, скорее всего, останутся несбыточными. Повышение собираемости с помощью судебных органов также представляет серьезные проблемы. Как в связи с тем, что нужно подготовить и провести через суды сотни тысяч исков, так и в связи с тем, что доказать факт неуплаты транспортного налога довольно сложно, а издержки на его доказывание превысят возможный экономический эффект от сбора налога. Другим асфальто-бордюрным аргументом чиновников против отмены транспортного налога является извечная нехватка денег на борьбу с пробками. Однако, во-первых, этот аргумент не имеет отношения к существу вопроса, поскольку действующий транспортный налог отнесен к имущественным налогам, уплата которых не связана с фактом использования дорожной инфраструктуры. Во-вторых, в обострении проблемы московских пробок виноваты не автовладельцы. Во многом она создана искусственно. Если проблемой долгое время не заниматься или заниматься от случая к случаю, то при ее обострении можно занять весьма удобную позицию: проблема запущена, дайте денег, много денег на ее решение. Не дадим, потому что денег у вас и так достаточно. Научитесь – и это в-третьих – эффективно их расходовать и контролировать нечистых на руку коррупционеров и прочих любителей легкой наживы. Иначе мы вас никогда не прокормим, и денег вам никогда ни на что не будет хватать. Подведем краткие итоги.
В октябре Федерация автовладельцев возобновила акцию за отмену транспортного налога. Если Вы поддерживаете его отмену, Вы можете перейти по ссылке и выразить свою гражданскую позицию, отправив обращение в Администрацию Президента, Правительство, Минфин и/или Госдуму. Скорее всего, Вам ответят формальной отпиской, но Ваше обращение будет учтено в статистике обращений за отмену транспортного налога. Когда поступят сотни и тысячи таких обращений, есть надежда, что власти поймут срочность и серьезность этого вопроса. Пока мы молчим, власти считают, что нас все устраивает. А чиновники полагают, что можно делать все, что угодно. В том числе повышать акцизы под предлогом отмены транспортного налога, а потом отказываться отменить транспортный налог. Андрей Юрьев 11 декабря ФАР проводит в Москве митинг с требованием отмены транспортного налога. На митинге будет принято коллективное обращение к Президенту и начат сбор подписей. Митинг пройдёт 11 декабря на площади перед метро «Улица 1905 года». Начало в 13.00. Приглашаем принять в нем участие всех, кому небезразлично наше общее будущее. Место проведения митинга:Источник: http://www.autofed.ru/?p=3033 |