Ниже приведены результаты расчета соотношения поступлений по транспортному налогу и дополнительных поступлений от уплаты акцизов на нефтепродукты при их увеличении на 1 рубль за литр ежегодно в 2011-2013 гг. Только числа и краткие выводы.
Остальное – за Вами: Ваши выводы и Ваш гражданский выбор.
Расчет соотношения дополнительных поступлений по акцизам на нефтепродукты и поступлений по транспортному налогу в консолидированный бюджет РФ
Статистические данные за 2009-2010 гг. (исходные данные для расчета)
|
2009 год
|
9 месяцев 2010 года
|
Прогноз 2010 год
|
Источники данных
|
Поступления по акцизам на нефтепродукты (без учета импорта) в консолидированный бюджет РФ
|
Автомобильный бензин, млрд. руб.
|
109,84
|
93,39
|
124,52
|
Сайт ФНС России. Отчет по форме №1-НМ
|
Дизельное топливо, млрд. руб.
|
32,32
|
26,15
|
34,87
|
Моторные масла, млрд. руб.
|
1,30
|
1,16
|
1,55
|
Поступления по транспортному налогу в консолидированный бюджет РФ
|
Начислено, млрд. руб.
|
70,88
|
82,99
|
84,83
|
Формы №1-НМ и №5-ТН
|
Собрано фактически, млрд. руб.
|
62,03
|
63,97
|
65,40
|
Ставки акцизов в 2009-2010 гг. без учета инфляционных поправок (с точностью до 10%)
|
Автомобильный бензин: до А-80 включительно – 2 руб./литр; А-92 и выше – 3 руб./литр.
|
Ст.193 НК РФ (пересчет на литр)
|
Дизельное топливо: 1 руб./литр. Моторные масла: 3 руб./литр.
|
Покрытие транспортного налога дополнительным увеличением акцизов на нефтепродукты (в сопоставимых ценах, без учета инфляционных поправок и роста автопарка)
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
Примечание
|
Дополнительное увеличение ставок акцизов к уровню 2009-2010 гг. в рублях за литр
|
Автобензин, дизтопливо, масла
|
1 руб./литр
|
2 руб./литр
|
3 руб./литр
|
Поправки
|
Прирост ставок и соответствующий прирост поступлений по акцизам в процентах
|
Автомобильный бензин до А-80 включительно
|
50%
|
100%
|
150%
|
к ст.193 НК РФ (с учетом пересчета из тонны в литры)
|
Автомобильный бензин А-92 и выше
|
33,3%
|
66,7%
|
100%
|
Дизельное топливо
|
100%
|
200%
|
300%
|
Моторные масла
|
33,3%
|
66,7%
|
100%
|
Дополнительные поступления по акцизам в консолидированный бюджет РФ, не менее
|
расчет на основе статистических данных за 2009 год
|
Автомобильный бензин, млрд. руб.
|
38,41
|
76,92
|
115,33
|
Произведение прироста на данные 2009 г.
|
Дизельное топливо, млрд. руб.
|
32,32
|
64,64
|
96,96
|
Моторные масла, млрд. руб.
|
0,43
|
0,86
|
1,30
|
Итого
|
71,16
|
142,42
|
213,59
|
|
расчет на основе статистики 2010 года
|
Автомобильный бензин, млрд. руб.
|
43,54
|
87,20
|
130,75
|
Произведение прироста на данные 2010 г.
|
Дизельное топливо, млрд. руб.
|
34,87
|
69,74
|
104,61
|
Моторные масла, млрд. руб.
|
0,52
|
1,03
|
1,55
|
Итого
|
78,93
|
157,97
|
236,90
|
|
Покрытие поступлений по транспортному налогу дополнительными поступениями по акцизам
|
На снове статистики за 2009 год
|
115% (100%)
|
230% (201%)
|
344% (301%)
|
В скобках – покрытие начислений налога
|
На снове статистики 2010 года
|
121% (93%)
|
242% (186%)
|
362% (279%)
|
Итоговое увеличение налоговой нагрузки на граждан (по годам) к уровню 2010 года
|
При полной отмене транспортного налога
|
нет
|
в 2 раза
|
в 3 раза
|
|
При снижении транспортного налога в 2 раза
|
в 1,5 раза
|
в 2,5 раза
|
в 3,5 раза
|
|
При сохранении транспортного налога
|
в 2 раза
|
в 3 раза
|
в 4 раза
|
|
Примечание. При учете инфляционных поправок и роста автопарка следует ожидать опережающего роста поступлений от уплаты акцизов (в том числе в связи с ростом потребления нефтепродуктов) по отношению к возможному увеличению поступлений по транспортному налогу
Выводы:
Увеличение акцизов на 1 рубль за литр бензина и дизельного топлива полностью покрывает поступления по транспортному налогу. В связи с дополнительным увеличением в 2011 году акцизов на 1 рубль за литр транспортный налог с 2011 года может и должен быть полностью отменен.
Увеличение акцизов на 3 рубля за литр увеличит налоговое бремя в 2 раза в случае отмены транспортного налога, в 4 раза в случае его сохранения.
Справочная информация по транспортному налогу
Начисления по данным за предшествующий год
|
На 01.01.2010
|
Источники данных
|
По РФ в целом, млрд. руб.
|
84,83
|
Сайт ФНС России. Отчет по форме №5-ТН
|
Количество плательщиков транспортного налога в РФ
|
26 344 538
|
Количество налогооблагаемых транспортных средств
|
38 990 001
|
Средний платеж на одно транспортное средство, руб.
|
2 175,7
|
Расчет
|
По городу Москве, млрд. руб.
|
13,91
|
Сайт УФНС по г.Москве, отчет по форме №5-ТН.
|
Количество налогооблагаемых транспортных средств
|
3 189 058
|
Средний платеж на одно транспортное средство
|
4 362,7
|
Фактическая собираемость транспортного налога
|
2010 год
|
Источники данных
|
Собираемость транспортного налога по РФ в целом
|
77%
|
Расчет на основе данных форм №1-НМ и №5-ТН
|
в том числе с физических лиц
|
73%
|
Доля неплатежей с учетом льготников (РФ в целом)
|
28%
|
в том числе с физических лиц
|
32%
|
Собираемость транспортного налога по г.Москве
|
67%
|
Расчет по данным Бюджета Москвы и формы №5-ТН
|
Доля неплатежей с учетом льготников (г.Москва)
|
35%
|
Выводы:В Москве средний платеж по транспортному налогу в два раза выше, чем в среднем по России, то есть налоговое бремя на жителей Москвы по транспортному налогу завышено в 2 раза.
Имеются проблемы с собираемостью транспортного налога, особенно с физических лиц. Граждане, как могут, сопротивляются этому несправедливому налогу. С учетом предоставляемых льгот в бюджеты не поступает до трети транспортного налога.
Доля транспортного налога в консолидированном бюджете РФ – не более 0,5%, в бюджете Москвы – менее 1%. Негативный социальный эффект превысит возможный экономический эффект от сохранения налога. В связи с увеличением акцизов и ростом цен на бензин транспортный налог становится раздражающей социальной проблемой, в связи с чем необходима его отмена.
Главное: Транспортный налог вводит дискриминацию наиболее безопасных легковых автомобилей с более высокой мощностью. Во всех нашумевших ДТП со смертельным исходом пострадавшие находились в маломощных малолитражках. Для повышения безопасности необходимо пересаживать граждан на более безопасные автомобили, устраняя их дискриминацию по мощности двигателя.
Расчет соотношения дополнительных поступлений по акцизам на нефтепродукты и поступлений по транспортному налогу в бюджет г. Москвы
Данные из Бюджета г. Москвы (исходные данные для расчета)
|
2010 год
|
Проект бюджета на 2011 год
|
Источники данных
|
Поступления по акцизам на нефтепродукты в бюджет Москвы
|
Автомобильный бензин, млрд. руб.
|
5,32
|
6,39
|
База данных "Консультант+". Проект бюджета на 2011 год – сайт Мосгордумы
|
Дизельное топливо, млрд. руб.
|
1,53
|
1,78
|
Моторные масла, млрд. руб.
|
0,10
|
0,16
|
Поступления по транспортному налогу, млрд. руб.
|
9,35
|
9,70
|
Справочно: Превышение среднего платежа по транспортному налогу в Москве над средним по РФ
|
в 2 раза
|
|
Расчет по данным форм №5-ТН
|
|
|
|
|
Покрытие транспортного налога дополнительным увеличением акцизов на нефтепродукты (в сопоставимых ценах, без учета инфляционных поправок и роста автопарка)
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
Нормативы распределения из консолидированного бюджета РФ поступлений по акцизам
|
Норматив распр-я между субъектами федерации
|
70%
|
77%
|
72%
|
Норматив отчислений в бюджет г.Москвы
|
4,4052%
|
5,5633%
|
5,9493%
|
Дополнительные поступления по акцизам в бюджет Москвы, не менее
|
Автомобильный бензин, млрд. руб.
|
1,08
|
3,80
|
5,66
|
Дизельное топливо, млрд. руб.
|
0,24
|
3,01
|
4,50
|
Моторные масла, млрд. руб.
|
0,06
|
0,05
|
0,07
|
Итого
|
1,38
|
6,85
|
10,23
|
Покрытие поступлений по транспортному налогу дополнительными поступениями по акцизам
|
Для действующего в Москве транспортного налога
|
не требуется
|
73%
|
109%
|
Для среднего по РФ транспортного налога
|
не требуется
|
147%
|
219%
|
Увеличение налоговой нагрузки на жителей Москвы к среднему по РФ уровню 2010 года
|
При полной отмене транспортного налога
|
нет
|
в 2 раза
|
в 3 раза
|
При снижении действующего налога в 2 раза
|
в 2 раза
|
в 3 раза
|
в 4 раза
|
При сохранении транспортного налога
|
в 3 раза
|
в 4 раза
|
в 5 раз
|
Примечание. В 2011 году московский бюджет получит транспортный налог за 2010 год в полном объеме, поэтому компенсация транспортного налога акцизами в 2011 году не требуется.
Выводы:
Увеличение акцизов к 2012 году покрывает поступления транспортного налога только на три четверти в связи с тем, что транспортный налог в Москве завышен в 2 раза к среднему по РФ уровню. В среднем по РФ рост акцизов к 2012 году покрывает поступления транспортного налога в 1,5 раза. К 2013 году рост акцизов покрывает поступления транспортного налога для всех региональных бюджетов. Поскольку налог за 2011 год поступает в бюджеты в 2012 году, транспортный налог с 2011 года может и должен быть отменен.
При сохранении транспортного налога на фоне роста акцизов, включаемых в цену конечной продукции, налоговое бремя на жителей Москвы возрастет в 2011 году в 3 раза, в 2013 году в 5 раз по отношению к среднему по РФ уровню 2010 года.
Андрей Юрьев,
Московское отделение ФАР Источник:
|