Транспортный налог в стоимости топлива: за и против
21.12.2010

В последнее время много шума по поводу включения транспортного налога (далее ТН) в стоимость топлива. Федерация автовладельцев России уже несколько лет добивается этого. Правительство уже приняло постановление, предусматривающее повышение акциза на 3 рубля в течение 3-х лет. И внесены поправки в законодательство, позволяющие местным органам власти обнулить ТН для автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. Только почему-то местные органы власти повсеместно решили воздержатся от реализации данного права. В результате у всех сложилось впечатление, что их просто кинули.

Остаётся вопрос: если бы не было требования переноса ТН в стоимость топлива, избежали бы мы сейчас роста акцизов? Достоверно не известно, но не исключено. Так что же, в этом обмане виновата ФАР? Но однозначного ответа на этот вопрос нет. Чтобы дать ответ на подобный вопрос, надо попытаться разобраться во всех плюсах и минусах отмены ТН, а точнее его переноса в стоимость нефтяного топлива.

Итак, нам всем нужны как новые дороги, так и отремонтированные старые. Очевидно, что с неба дороги нам не свалятся и на всё нужны деньги. И совершенно логично, что деньги эти должны дать те, кому это больше всех надо, а именно автомобилисты. Поэтому об отмене ТН как такового не может быть и речи. Потому дальше в статье, говоря от отмене ТН, я буду иметь ввиду включение его в стоимость топлива. А вот кто и сколько выиграет, если налог перенесут в акциз на бензин и дизельное топливо?

Простой расчёт: при усреднённом годовом накате в 20.000 км автомобиль с расходом (в городском цикле езды) в пределах 7-8 л/100 км составит 1500-1600 литров. Соответственно, при удорожании бензина на 1 руб. расход увеличится на 1500-1600 руб., а при удорожании на 3 руб. – соответственно на 4500-4800 руб. Это при том, что цифра 20000 км пробега в год не ахти какая большая.

Расход на ТН (по Москве) в данный момент за год составляет:

  • для автомобилей с мощностью до 100 л.с – 700 руб. максимум,
  • для автомобилей с мощностью до 125 л.с. – 2500 руб. максимум,
  • для автомобилей с мощностью до 150 л.с. – 4500 руб. максимум,
  • для автомобилей с мощностью до 175 л.с. – 6650 руб. максимум,
  • для автомобилей с мощностью до 200 л.с. – 9000 руб. максимум,
  • для автомобилей с мощностью до 225 л.с. -13500 руб. максимум,
  • для автомобилей с мощностью до 250 л.с. – 18750 руб. максимум,
  • ну и свыше 250 л.с. – теоретически бесконечно.

Итак, очевидно, что при таком удорожании проигрывают владельцы автомобилей с мощностью до 150 л.с. т.е. основная масса автомобилей в России. Причём не только производства ВАЗа. Все остальные, естественно, в шоколаде.

Теперь перейдем к расчетам ФАР о размере роста цены на топливо за счёт включения в него ТН – 56 коп. При таком удорожании топлива владельцы автомобилей до 100 л.с. практически ничего не проигрывают (удорожание для них будет измеряться десятками рублей в год.), а вот владельцы автомобилей с мощностью до 125 л.с. уже выигрывают (вместо 2500 будут тратить 800-900 руб.). Ну и остальные, даже с учётом увеличения расхода топлива, получается, вообще в шоколаде. Нет, мне не жалко, я был бы только рад за них, вот только где деньги для бюджета?

Аргумент сторонников отмены ТН в справедливости: кто больше ездит – тот больше платит. Да и вред дорогам дорогие и мощные автомобили наносят несоизмеримо меньше в пропорциях разности сумм налога с малолитражками. С этими доводами трудно не согласится. Но есть доводы и против. И именно их я и хочу рассмотреть в этой статье.

Итак, минусы от включения ТН в стоимость бензина.

  • От включения ТН в стоимость бензина и дизельного топлива в размере больше 50 коп. проиграют наименее социально незащищённые слои общества, которые (из-за нехватки средств) вынуждены ездить на маломощных автомобилях. Доводы о том, что N-летний внедорожник может стоить не больше новых «жигулей» не состоятелен, т.к. такого же возраста «жигули» будут стоить в разы дешевле.
  • При включении ТН в стоимость топлива больше будут платить не те, кто больше ездит, а те, кто больше стоит в пробках. Учитывая, что каждый в отдельности автомобилист в образовании пробок не виноват, это выглядит не справедливо. К тому же, это создаёт теоретические предпосылки для властей не бороться с пробками, а наоборот их создавать – чем больше автомобилей стоит и жжет бензин в пробках – тем выше доходы государства.
  • Включённый в стоимость топлива ТН фактически лишает граждан предусмотренных законодательством льгот, а это, помимо инвалидов, и ветераны боевых действий, и труженики тыла, герои России и СССР, которых, по идее, общество должно уважать и оказывать посильную помощь.
  • Владельцы автомобилей на газу фактически освобождаются от уплаты налога. Т.к. на газ акциз не распространяется.
  • Выплачивать ТН будут вынуждены не только автомобилисты, но и те, кто пользуются дизель генераторами, дизельными отопительными котлами, бензопилами, моторными лодками и пр., которые к транспортной системе вообще никакого отношения не имеют.
  • Это даст стимул гражданам, не имеющим средств для приобретения нового автомобиля, но желающих иметь большой мощный автомобиль, покупать старые внедорожники. Что приведет к увеличению старого автопарка на дорогах и, в конечном итоге, к увеличению автохлама.
  • Это приведёт к увеличению травматизма на дорогах, т.к. мощные автомобили – это, в первую очередь, превышение скоростного режима. И надо помнить, что табун лошадей под капотом не только у относительно безопасных внедорожников, но и в спортивных (скоростных) седанах, на которых люди преимущественно и бьются. Т.к. дури много, а безопасность они гарантировать не могут. Молодежь на радостях понакупает старых «аудюх» или «бех» и будет носиться, унося как свою жизнь, так и жизни окружающих. А безопасные внедорожники безопасны только для находящихся в салоне, для пешехода, на которого они наедут, травмы будут более страшными, чем при наезде легковушки при той же скорости. А при увеличении общего числа внедорожников и количество наездов на пешеходов с их участием, по теории вероятности, соответственно увеличится.

Резюмируя вышесказанное, могу сказать, что вопрос о целесообразности отмены ТН не так уж однозначен. И, вероятно, в чистом виде не оправдан. На мой взгляд, более разумно была бы комбинированная ставка – вкл. 50 коп в стоимость топлива и отмена ТН для автомобилей с мощностью до 100 л.с. и соразмерного снижения ставки ТН для остальных автомобилей. На вскидку, такой целесообразностью было бы снижение ставки ТН в 5 раз.

Виталий Максимов

Обсуждение и голосование на сайте
Московского отделения ФАР

Источник: http://www.autofed.ru/?p=3146

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Свежие фотки

2014-10-22-...
Image Detail
b_34681
Image Detail
тормозная л...
Image Detail

Я являюсь...

Я являюсь...
 
Крепеж автомобильный