Угонщики и обнищавшие покупатели |
30.12.2010 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Люди, которые угоняют автомобили, – совсем не Деточкины из милого советского фильма. За 9 месяцев 2010 года в России было угнано 35 533 транспортных средства (см. таблицу внизу). Это больше, чем за весь прошлый год, – тогда было угнано 33 128 машин. Такую статистику мне предоставили сотрудники Департамента уголовного розыска (ДепУР) МВД. В Москве рост угонов еще больше: в столице за 9 месяцев этого года угнано 7203 транспортных средства, за весь прошлый год – 5557 машин. В среднем за этот год получается, что ежемесячно в России угонялось около 3950 машин, за три месяца –11 850. Но статистика – дело лукавое. По словам одного из оперативников так называемого «угонного отдела» на деле машин угоняется больше. Насколько точно, посчитать никто не может. «По факту в этом году угнано больше машин, чем в прошлом, примерно 60 000. Объяснений погрешности статистики несколько: кто-то не подает заявление об угоне, а иногда угоняются уже «черные» машины. Рост черного рынка машин можно объяснить появившимся спросом у населения как на подержанные автомобили, так и на запчасти», – рассказал мне сотрудник ДепУР.
Самым угоняемым за 9 месяцев автомобилем в России стала родная «шестерка» – ВАЗ 2106. Всего таких машин угнано 2013, почти в 2 раза больше, чем в прошлом году. Среди иностранных марок больше всего по России угнано автомобилей Toyota, в Москве – Мitsubishi, а в Санкт-Петербурге угонщики выбирают Ford. Самой же угоняемой моделью среди иномарок стала Мitsubishi Lancer, на втором месте – Toyota Corolla, а на третьем – Mazda 3. Подобную статистику по всем моделям и маркам смотрите в этом материале.
Что происходит с машиной после угона? В некоторых случаях угнанный автомобиль на радость владельцу удается найти. «Но большая часть машин старше трех лет угоняется сразу на запчасти. Какая-то часть перепродается, но с большой уверенность можно сказать, что почти 90% отечественных автомобилей после угона отправляются в автосервис на разборку», – говорят правоохранители.
Дорогие иномарки после угона в основном перепродаются. Как мне рассказывали, на такие машины существует предварительный заказ и преступники заранее знают, что им нужно угнать, вплоть до цвета и комплектации авто.
Рост числа угонов в МВД связывают с ростом цен на комплектующие и сами машины у официальных дилеров. «Мы смотрели и сравнивали цены на некоторые иномарки. В итоге получалось, что у дилера машина может стоит, например, 1 млн рублей, а в интернете у так называемого частного лица на 200 000 рублей дешевле. У кого ты бы купил машину?» – спрашивает меня милиционер.
Заместитель гендиректора рейтингового агентства «Эксперт» Павел Самиев объясняет рост количества угонов экономическим кризисом: «Доходы населения снизились, поэтому граждане переключили свое внимание с официальных дилеров на черный рынок. В период экономической стабильности, наоборот, идет спрос на новые иномарки и кредитные программы».
«Отечественные автомобили стали интересны угонщикам и в связи с программой утилизации автомобилей», – отмечают в МВД. Многие потенциальные мошенники уже оценили, какую выгоду можно извлечь из старой потрепанной «шестерки»: в этом году в Москве их угнано в три раза больше.
Автолюбителей периодически закидывают страшилками в виде рейтингов, где в первых строчках фигурируют самые популярные иномарки. И как поясняет Самиев, страховщики, как правило, повышают тарифы на наиболее популярные модели у угонщиков.
В то же время статистика угонов МВД может быть и несколько раздутой. Некоторые автолюбители заявляют об угоне автомобиля, чтобы получить заветные страховые выплаты. Машина на деле никем не угоняется, а продается и впоследствии легализуется с новыми номерами. Страховщики от этого, конечно, не выигрывают и подобные случаи стараются пресекать. Но, как правило, для подобной схемы у мошенников есть свой человек в страховой фирме, сидящий на процентах от преступной прибыли.
Оперативники говорят также, что суды выносят угонщикам слишком мягкие приговоры, – нередко тем удается доказать, что они угоняли автомобиль без цели хищения. «Статья – «завладение транспортным средством без цели хищения» – вообще очень странная. От нее надо избавляться. Это то же самое, что сорвать с женщины сережки, а в суде сказать, что взял поносить, а не продать. Пока что это прокол законодательства. Статья «кража» по угонам автомобилей применяется в том случае, когда установлено, что угонщик продал машину и был задержан с поличным при получении денег», – говорят милиционеры. То есть, выходит, и уголовное законодательство виновато. Список самых похищаемых автомашин в России за 9 месяцев 2010-2009 годов
ИСТОЧНИК: ДЕПАРТАМЕНТ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА МВД РОССИИ Источник: http://www.autofed.ru/?p=3215 |