Акцизы «подогрели» рост цен на бензин |
12.01.2011 |
Это стало очевидным буквально с первых часов 2011 года, когда практически все ценники на отечественных автозаправочных станциях, не по-зимнему «разогревшись», стали меняться в сторону увеличения с необычной для этого времени года динамикой. Эксперты связывают подорожание автомобильной «горючки» с включением в стоимость топлива нового государственного акциза. При этом разброс цен на различных АЗС составляет от 20-30 копеек до 2 рублей за литр, сообщает агентство «Транспорт сегодня». Отметим, что по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), розничные цены на автомобильный бензин в России в 2010 году выросли на 6,5%. При этом рост цен на бензин оказался ниже инфляции (8,8% по итогам 2010 года). В декабре 2010 года цены на бензин выросли на 0,9% после роста на 1,3% в ноябре. Примерно 60% россиян обеспокоены ростом цен на автомобильное топливо. Это высокий показатель, учитывая, что статистическая погрешность таких опросов, как правило, не превышает 3,4%, говорится в опубликованном ранее исследовании ВЦИОМ. Тренд на повышение цен на автозаправках не изменится. Вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша предсказывал, что очередной серьезный рост на цен на бензин – до 1,5 руб. за литр – произойдет именно в январе. Эксперт связывал это с введением новой системы взимания топливных акцизов, которая во главу угла ставит не октановое число бензина, а его экологический класс. Если до настоящего времени топливный акциз составлял 3,9 тыс. руб. за тонну, то с введением новой системы платеж вырастет примерно на 1,7 тыс. руб., с учетом же НДС – примерно до 2 тыс. руб. Акцизы на бензин продолжат повышаться в течение трех лет на 1 руб. за литр ежегодно. В это же время, Министерство энергетики в очередной раз перенесло дату полного прекращения производства бензина с октановым числом 92. Как сообщает пресс-служба ведомства, в министерстве уже подготовлены изменения в технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Согласно этим поправкам, производство и потребление бензина Аи-92 будет продлено до 2015 года. Однако использование ряда присадок, повышающих октановое число топлива, будет ограничено, а в топливах экологического класса «Евро-5» – полностью запрещено. «Изменения подготовлены Минэнерго исходя из сложившейся ситуации в отрасли и составлены с учетом замечаний нефтяных компаний, а также обращений граждан», – говорится в официальном сообщении ведомства. Отныне запрет на выпуск бензина второго класса начинает действовать с 1 января 2011 года. К началу следующего года должно быть прекращено производство и продажа бензина марки Аи-80 и наиболее популярной у отечественных автовладельцев Аи-92. Постановление правительства РФ от 27 февраля 2008 года № 118 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» последний раз редактировалось ровно два года назад. Тогда выпуск бензина стандарта «Евро-2» в России был продлен до 31 декабря 2010 года. Причем согласно прежней редакции его производство должно было прекратиться 31 декабря 2008 года, «Евро-3» – до 31 декабря 2011 года (ранее планировалось до 31 декабря 2009 года), «Евро-4» – до 31 декабря 2014 года (ранее – до 31 декабря 2012 года). Впрочем, даже если повсеместное внедрение «Евро-3» в очередной раз будет отложено, рассчитывать на ценовой откат вряд ли стоит. В лучшем случае рост цен остановится, поясняют эксперты. Однако рано или поздно нефтеперерабатывающим заводам все же придется проводить модернизацию, и кто-то должен за это платить. Судя по всему, этим «кто-то» по традиции окажутся рядовые потребители топлива. «Евро-3» был введен в России с 1 января 2008 года. Окончательный переход на новый стандарт изначально планировался ровно через год. С 2010 г. страна должна была перейти уже на «Евро-4», а с 2013 г. — на «Евро-5». Но с самого начала было очевидно, что столь стремительными темпами насадить европейские экологические параметры нереально. Ведь подавляющее большинство отечественных автомобилей к тому моменту потребляли топливо класса «Евро-2», – то есть как раз бензин Аи-92. Ранее руководство российских нефтяных компаний просили о сохранении выпуска 92-го бензина до 2015 года «в связи с наличием повышенного спроса на данный вид топлива». Его доля на российском рынке, по некоторым оценкам, может превышать 60%. Да и сами заводы к изготовлению более качественного топлива, как выясняется, по-прежнему не готовы. Российские нефтеперерабатывающие заводы сильно изношены, модернизация каждого, даже под стандарты Евро-3, потребует колоссальных вложений. Поэтому лишь порядка 5% из НПЗ смогут к новому году безболезненно перейти на выпуск нового топлива. Источник: http://www.autofed.ru/?p=3293 |