Какое регулирование цен нам нужно
11.03.2011

Окончание. Читать начало

Снижение завышенной нормы прибыли российских нефтяных компаний хотя бы на 5% означало бы существенное снижение цен на российском рынке. Поскольку более половины выручки всех российских НК составляет экспорт нефти и нефтепродуктов по мировым ценам, а поставки нефтепродуктов на российский рынок составляют менее четверти выручки, такое снижение прибыли означало бы снижение цен для российских потребителей на 15-17%.

Именно такое, достаточно очевидное снижение цен на АЗС до 22-23 рублей за литр является пределом для административного регулирования цен, и только на короткий период – не более года. Со следующего года затраты нефтяных компаний, как показано выше, станут ускоренно расти, а рентабельность резко падать, и компании потребуют повышения регулируемых цен или дотаций из бюджета. Иначе возможен дефицит нефтепродуктов, а следом и введение квот, для получения или обхода которых нужно заносить чиновникам дополнительные откаты. То есть коррупционная составляющая цены будет расти.

Для дальнейшего снижения цен методами государственного регулирования необходимо сокращение налогов или хотя бы перераспределение налоговой нагрузки, причем возможности здесь намного шире. Например, как показано в предыдущей публикации, акцизы на нефтепродукты, составляющие менее 2% в выручке НК, увеличивают цену бензина на 15% и более. То есть отмена акцизов, в том числе с переносом налоговой нагрузки на сырую нефть, дает тот же эффект снижения цен при меньшем «ущербе» или для бюджета, или для нефтяных компаний. Оптимизируя налоги, можно добиться и более значительного снижения цен, тем более что налогов в цене бензина до 60%.

Для полноты картины оценим коррупционную составляющую цены, недоступную для государственного регулирования. Вернемся к отчетности ОАО «Роснефть» и начнем с 8,92 миллиарда долларов капитальных затрат.

Эту сумму составляют, в основном, закупки труб обсадных для геологоразведки и нефтедобычи, закупки дорогостоящего оборудования для нефтеперерабатывающих заводов, которое, как правило, не имеет рыночной цены, а также услуги сторонних организаций, которые, как правило, также не имеют твердой рыночной стоимости. Получить с таких закупок 20-30% в виде приписок или откатов (в капитальном строительстве до 50%) – для российского «бизнеса» это традиция, это уже не просто правило, это «святое».

Не факт, что сказанное относится непосредственно к «Роснефти», или руководству НК известно обо всех таких случаях. Но это, к сожалению, широко распространенное явление, и наблюдается оно практически повсеместно. Примем 20% в качестве оценки таких «необоснованных расходов», получим минимальную сумму 1,78 млрд. долл. потенциальной экономии капитальных затрат.

Следующие по величине затраты – почти 7 млрд. долл. – составляют тарифы за пользование нефтепроводом и расходы на транспортировку нефти и нефтепродуктов. Во вторую очередь, это регулируемые государством тарифы на грузоперевозки ОАО «Российские железные дороги», в первую очередь – регулируемые тарифы ОАО «Транснефть», с которой непримиримую борьбу ведет народный герой Навальный. Подробности о коррупции в «высших эшелонах» можно узнать оттуда.

Для нашей оценки примем те же 20% и две трети всех транспортных затрат в качестве оценки расходов на транспортировку по территории РФ. Получим 0,94 млрд. долл. – оценку «вложенной» коррупционной составляющей, перешедшей в выручку из регулируемых тарифов на транспортные услуги.

Теперь производственные и операционные затраты. Исключим из этих затрат заработную плату производственного персонала, которую сокращать не нужно, скорее, наоборот. При тех же 20% получим оценку «собственной» коррупционной составляющей 0,75 млрд. долл.

Остались еще хозяйственно-административные и прочие расходы в сумме около 2 млрд. долл., которые, правда, можно «ужать» на 30% и более. Получаем еще 0,6 млрд. долл. Кроме налогов, больше «регулировать» нечего, если не считать откатов банкам при получении кредитов под низкий процент. Но там уже другая коррупция и более скромный коэффициент.

В сумме для минимальной оценки коррупционной составляющей получаем 4,07 млрд. долл. или 6,5% выручки. Снижение затрат НК на эту сумму, с учетом указанных выше пропорций экспорта по мировым ценам и поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, эквивалентно снижению цен на российских АЗС на 18-20%.

Это та самая «коррупционная рента», которую сейчас оплачивает каждый российский потребитель и от которой нужно избавляться. Есть еще откаты через оффшоры, которые оплачивает, в основном, уже зарубежный потребитель, а российский недополучает поступления в бюджет. Избавляться нужно и от того, и от другого.

Чтобы уменьшить затраты нефтяных компаний на эти «скрытые» 6,5% выручки, а заодно и привести в норму завышенную прибыль, необходима нормальная конкуренция и отсутствие зависимости компаний от госчиновников – при распределении лицензий, налоговых льгот, прочих преференций. С учетом сокращения завышенной на 5-8% нормы прибыли НК потенциал снижения внутренних цен при рыночной конкуренции составляет 30-35% и более.

Однако следует заметить, что такое снижение цен при существующем налогообложении означало бы дотирование внутренних цен за счет экспорта. Это возможно в случае отказа нефтяных компаний от принципа «равного дохода» операций на внутреннем и внешнем рынке при формировании внутренних цен. При его сохранении ограничением снижения цен даже при нулевой рентабельности является сумма налогов в конечной цене. Поэтому без сокращения или перераспределения налоговой нагрузки даже в условиях рыночной конкуренции не обойтись.

Первый путь повышения конкуренции – дробление вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Будут возражения: крупным компаниям легче оптимизировать затраты и концентрировать ресурсы для развития отрасли. Однако до сих пор российский потребитель не ощутил позитивных результатов от «оптимизации затрат». Пока наблюдаются только злоупотребления монопольным положением при непрозрачном ценообразовании.

Второй путь – открыть российский рынок нефтепродуктов для зарубежных компаний. Возражений нет, кроме тех, что это невыгодно российским монополистам. А вот российским потребителям этот путь кроме конкурентных цен гарантирует еще и повышение качества автомобильного топлива. Открыть российский рынок можно, отменив акцизы на нефтепродукты.

Вывод: если российские нефтяные компании хотят сохранить существующий статус-кво, т.е. все то, что досталось им практически даром, им следует внимательнее относиться к гражданам своей страны. И снижать внутренние цены, чтобы избежать негативных последствий.

Подведем итоги

Административное регулирование цен может применяться как экстренная мера на очень короткий период. Основной же государственного регулирования цен является оптимизация налоговой нагрузки. Для снижения цен на автомобильное топливо необходима отмена акцизов на нефтепродукты.

Потенциал снижения внутренних цен за счет сверхдоходов нефтяных компаний составляет 15-17%, что соответствует ценам на АЗС 22-23 рубля за литр. При сокращении налоговой нагрузки на автомобильное топливо потенциал снижения цен составляет 30% и более. При отмене акцизов становится реальным снижение цен на АЗС до 20 рублей за литр.

Для снижения внутренних цен не требуется каких-либо специальных мер, не нужен публичный пиар, тем более что пиар со снижением цен всего на 1 рубль уже не устраивает. Поскольку две трети российских нефтяных компаний являются государственными, полугосударственными или контролируются федеральными и региональными чиновниками, для снижения цен этими компаниями достаточно указаний основного акционера – в полном соответствии с принципами социальной ответственности.

Когда две трети компаний снижают цены, это же вынуждены делать и остальные участники рынка. Если бы высшие федеральные и региональные чиновники действительно хотели бы снижения цен, они бы такие указания дали. Но, видимо, не хотят.

Создается впечатление, что реальная ситуация в стране не очень заботит. Видимо, есть более важные интересы и более срочные дела, а для «электората» достаточно и ТВ-пиара. Возможно, рост цен кому-то выгоден, а остальное не так уж и важно.

Но это важно для каждого из нас. Рост цен не только бьет по карману российского потребителя, мешает гражданам России нормально жить, растить детей, уверенно смотреть в будущее. Рост внутренних цен – это удар и по российской экономике.

Мы хотим жить в нормальной стране, уверенно смотреть в будущее и быть уверенными в будущем своих детей. Для этого каждый из нас должен сделать все возможное, все, что в его силах.

Московское отделение ФАР


20-го марта Федерация автовладельев проводит Всероссийскую акцию протеста против роста цен.

Участие в акции добровольное и бесплатное, но ее результатом может стать рост доходов всех и каждого участника акции. Чем больше нас соберется, тем больше шансов, что нас услышат.

Подробнее об акции…

Источник: http://www.autofed.ru/?p=4018

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Свежие фотки

2014-10-22-...
Image Detail
b_34681
Image Detail
тормозная л...
Image Detail

Я являюсь...

Я являюсь...
 
Крепеж автомобильный