Госрегулирование цен на топливо
14.03.2011

Цены на топливо растут и уже сейчас являются тяжёлым бременем для грузоперевозчиков и фермеров. В последнее время много говорят о причинах роста цен и о методах, которыми можно было бы эти цены снизить. Можно, конечно, без конца изобретать велосипед или колесо, но можно воспользоваться уже изобретённым. Оставим пока изобретателей и обратимся к мировому опыту ценообразования.

Как известно, есть страны – экспортёры нефти и страны, её закупающие. Вполне логично, что и цены на внутренних рынках у этих стран различаются. Причём в странах – экспортерах нефти применяется государственное регулирование цен. Из крупных экспортёров исключение составляет только Россия.

Так какая цена характерна для этих стран (для всех стран берётся цена за литр АИ-95 или его аналога): Туркмения – до прошлого года применялась государственная цена, которая равнялась двум центам, сейчас цену подняли до 16 центов, но каждому жителю Туркмении бесплатно выделяется ежемесячно по 120 литров бензина. В Венесуэле – три цента за литр, в Иране – 8 центов, в Ливии – до войны 13 центов и в Саудовской Аравии – 16 центов за литр. В ОАЭ – 41 цент, в Азербайджане – 48 центов за литр. В Казахстане – 60 центов, что соответствует 17,5 российских рублей. Во всех этих странах применяется государственное регулирование цены.

Ну а как же обстоят дела в странах с развитой конкуренцией и отсутствием государственного регулирования цены? Канада (страна с самыми большими в мире доказанными запасами нефти) – 1 доллар за литр, Австралия – 1,3 доллара, Япония – 1,5 доллара, Бразилия – 1,5 доллара, Испания – 1,72 доллара, Великобритания – 2,1 доллара, Италия – 2 доллара, Германия – 2 доллара, Голландия – 2,3 доллара за литр. Для сравнения, в крупном импортёре нефти – Китае с государственным регулированием цены литр стоит 1,05 доллара.

Таким образом, мировой опыт нам наглядно демонстрирует, что рыночное регулирование не даёт какого либо снижения цены на топливо. Да это и логично, коммерсанты будут продавать там, где больше платят, т.е. в Европе или у нас, но по европейской цене. Именно поэтому для России нет иного пути, чем прямое установление тарифов на топливо государством. Именно поэтому нефтяные компании всячески лоббируют и пытаются насадить обществу идеи рыночной экономики, т.е. ситуации с максимальным извлечением выгоды для себя. Отсюда и введение госрегулирования цены в странах, добывающих нефть.

Ну а сколько же бензин в России может стоить при введении госрегулирования цены? Вопрос, конечно, интересный, тут надо понимать, сколько мы хотим оставить государству, а сколько – нефтяникам на развитие. Если исходить из того, что ситуация с налогами, которая сложилась на данный момент, устраивает государство, то проведем простой расчёт:

(для простоты расчёта пример на 1000 т нефти)
берем 50/50 экспорта/внутреннего потребления.
N – себестоимость добычи и транспортировки (одинакова на экспорт и для страны).
M – мировая цена на нефть.
N < M – это понятно.
$152 – размер НДПИ с тонны.
$365 – размер пошлины с тонны.

Сейчас: НДПИ на все, пошлина только на экспорт.
(М*500) – (N*500 + ($152+$365)*500) = прибыль компании от экспорта нефти.
N*500 + $152*500 = цена нефти для внутреннего рынка, без учета прибыли НК и НДС.
Соответственно, доход государства от экспорта 500 т составит ($152+$365)*500 = $258500
доход государства от реализации на внутреннем рынке $152*500 = $76000
Суммарный доход государства: 258500+ 76000 = $334500.

Теперь сокращаем НДПИ на 50%, но в пошлину включаем 100% НДПИ.
(М*500) – (N*500 + ($76+$517)*500) = прибыль компании от экспорта нефти.
(N*500) + $76*500 = цена нефти для внутреннего рынка, без учёта прибыли НК и НДС.
Соответственно, доход государства от экспорта 500 т составит ($76+$517)*500 = $296500.
Доход государства от реализации на внутреннем рынке $76*500 = $38000.
Суммарный доход государства: 296500 + 38000 = $334500.

Как видим, доход государства от этого не пострадал. Но цена для внутреннего рынка упала.

Теперь посчитаем выгоду НК:
при M марки Urals $95 (7,25 – коэффициент перевода барреля в тонну для Urals)
95*7,25= 688,75*500= $344375

И что мы видим? Доход НК исключительно от экспорта превышает отчисления государству как от экспорта, так и от продаж на внутреннем рынке. Т.е. нефтяные компании могут продавать нефть в России с 0 прибылью и всё равно останутся в плюсе!!!

$344375 – $334500 = $9875

При этом N оплачивается потребителем и на прибыль компании не влияет.

Естественно, эти равенства верны при условии соотношения экспорта и внутреннего рынка 50:50 и при сохранении привязки размеров НДПИ и пошлины к мировой цене на нефть.

По отношению к нынешним размерам акцизов и НДПИ сокращение налоговой нагрузки на конечный бензин составит 19% (без учета НДС), т.е при стоимости за литр 24 руб. – 19% – 18% НДС = 15,10 руб. + 18% НДС = 18 руб. за литр АИ-92.

А на дизельное топливо – 42% (без НДС). Правда, государство чуть-чуть недоберёт за счёт сокращения налоговой базы по НДС (примерно по 1,5 руб. с литра). А если отменить акцизы?

И надо помнить, что частники не перед кем не отвечают, а правительство должно отвечать перед народом. И чтобы этого добиться, нужна гражданская активность общества. Для этого и нужны общественные организации.

Вот и выбирайте граждане: бензин по 18 руб. при госрегулировании или по 55 руб. (как в Германии) при «развитой конкуренции».

Виталий Максимов

Обсуждение и голосование на сайте
Московского отделения ФАР

Источник: http://www.autofed.ru/?p=4030

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Свежие фотки

2014-10-22-...
Image Detail
b_34681
Image Detail
тормозная л...
Image Detail

Я являюсь...

Я являюсь...
 
Крепеж автомобильный