После основательных изысканий в КоАП, ПДД и ГОСТах было установлено, что общественный транспорт, не обозначенный Правилами в качестве исключения, и, остановившийся в нарушение ПДД и ГОСТа по размещению остановок на автодорогах, является препятствием для прочих участников движения, а значит, практикующееся повсеместно лишение прав за аккуратный и безаварийный объезд данного препятствия по статье 12.15.п.4 неправомерно.
Прошу сразу заметить, я нисколько не призываю выезжать через сплошную на встречную полосу для объезда на секунды остановившегося автобуса. Более того, сама я обычно жду, пока автобус тронется. Правда, это чревато всю оставшуюся часть пути по данной улице ехать со всеми остановками автобуса. Тем не менее, если автобус загружает пассажиров продолжительное время, что очень часто происходит из-за наличия турникетов, при этом встречная полоса свободна, а видимость позволяет совершить объезд, и никакой опасности движению водитель, объезжающий его одним колесом по встречке не создает, существует статья 12.15 п 3 – объезд препятствия (кстати, уходя в сторону, считаю, что, если сплошная нанесена по всем правилам в связи с недостаточной видимостью полосы, близостью перекрестка и т.п., это как раз тот самый случай, когда нужно штрафовать за объезд, во избежание злоупотреблений, а в случае, если препятствие непреодолимое – как сломавшийся грузовик или яма на дороге, то штрафовать водителя вообще абсолютно несправедливо). Кто спешит – рискует получить штраф. Кто нет – ждет. Выходом могло бы стать нанесение в таких местах линии 1.5 или 1.11, позволяющих объезжать автобус без нарушения правил. Между прочим, по моим наблюдениям, даже сами водители автобусов зачастую понимают, что создают препятствие, и порой можно наблюдать, как автобус, стоящий на остановке и собравший пробку позади себя, по собственной инициативе включает аварийку. За что ему большое человеческое спасибо.
С данными выводами я решила обратиться в соответствующие инстанции: для начала отправила краткое письмо о классификации автобуса на узкой дороге на официальный сайт ГИБДД МВД России. Ответ меня восхитил.
Разумеется, на этом я не успокоилась и написала развернутое обращение с подробным анализом ситуации и всеми вытекающими выводами.
Ответ последовал еще более восхитительный.
Без комментариев.
Далее я решила донести свои мысли хотя бы до какой-то здравомыслящей персоны. Выбор пал на Заместителя начальника ОГИБДД ЦАО г. Москвы Коваленко Виктора Васильевича, проявившего себя как человек коммуникабельный, отзывчивый и доброжелательный, отвечая на вопросы граждан на сайте ГИБДД ЦАО.
На мой первый краткий вопрос о том, чем же является автобус для прочих участников движения, последовал ответ с определением препятствия. Забавно. На мое второе, развернутое и основательное письмо, с доказательствами того, что автобус как раз-таки и является препятствием, наступило молчание. Пришлось присоединиться к вопросу моему коллеге – Вячеславу Воеводину. Наконец, пришел ответ от Начальника отделения ИАЗ полка ДПС Гришиной С.
Извините за задержку ответа. Как выяснилось из Вашего вопроса событие может происходить на участках дорог (узких) имеющих две полосы в обоих направлениях, где для разделения потоков транспортных средств нанесена горизонтальная дорожная разметка 1.1 Прил.2 к ПДД РФ. Автобус остановился в месте, где между разделительной полосой и данным транспортным средством менее 3 метров и осуществляет высадку — посадку пассажиров. Такое возможно, так как в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007г. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», на улицах общегородского значения с регулированием движения и районных улицах при загруженности улично-дорожной сети менее 0,6 % допускается не обустраивать заездные карманы на остановках общественного транспорта, и располагать их в габаритах проезжей части, а вышеуказанная горизонтальная дорожная разметка наносится на участках дорог в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных сооружений и направляющих устройств», там, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой перекрывают друг друга; на всем протяжении кривых в плане, радиус которых не превышает 50 метров, а также на примыкающих к ним участках с переменным радиусом; перед перекрёстками при интенсивности движения по пересекающей дороге не менее 50 авт./сут; перед ж/д переездами; перед пешеходными переходами, пересечениями с велосипедными дорожками. В соответствиями с требованием п.1.3 ПДД РФ горизонтальную дорожную разметку 1.1 Прил.2 к ПДД РФ пересекать запрещается, даже при условии Вашего вопроса, пересекая её, водитель своими действиями создает реальную опасность и угрозу охраняемым общественным отношениям.
Начальник отделения ИАЗ полка ДПС Гришина С.
Я не поленилась проштудировать указанный ГОСТ и обнаружила, что г-жа Гришина сильно заблуждается, пришлось ей об этом сообщить:
Уважаемая г-жа Гришина, спасибо за развернутый ответ и позвольте указать Вам на Вашу ошибку. Существующий ГОСТ не позволяет автобусам и троллейбусам перекрывать единственную полосу движения. Смотрим ГОСТ Р 52766-2007, 5.3.3 Требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов: «на магистральных дорогах и улицах с проезжей частью в одну-две полосы движения в одном направлении при уровне загрузки более 0,6 – в заездных «карманах».
Единственное исключение – «на магистральных дорогах и улицах общегородского значения с регулируемым движением и районных при уровне загрузки не более 0,6 – в габаритах проезжей части».
НО дороги о которых мы ведем речь, не являются ни магистральными, ни общегородского значения, движение на них как правило, нерегулироемое, проезжая часть шириной в 2 полосы в обоих направлениях, это дороги IV категории, уровень загрузки – до 0.7-0.75. По ГОСТУ здесь обязан быть установлен заездной карман.
Также смотрим ГОСТ Р 52289-2004, рисунок В.14 (Нанесение разметки в местах остановки маршрутных транспортных средств).
Из данных стандартов следует, что, во-первых, остановка обязательно должна иметь заездной карман, и, во-вторых, – разметка 1.1 не должна быть нанесена без кармана, в противном случае, автобус будет систематическим нарушителем п.12.4 ПДД.
Т.о. мы видим, что такой автобус, согласно п.12.4, является ПРЕПЯТСТВИЕМ для всех прочих участников движения. Поэтому вопрос, также, стоял относительно правомерности квалифицировать данный объезд препятствия водителем, убедившимся в полной безопасности маневра, по статье 12.15.4 – лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Подобная практика сотрудников ГИБДД совместно с мировыми судьями скорее напоминает произвол, и не является правосудной и основанной на законе. Данный объезд должен быть квалифицирован по статье 12.15.3. Тем не менее, сотни водителей только в Москве, отказавшихся оплатить штраф на месте, ежемесячно лишаются прав в этой ситуации. Прошу принять меры по дальнейшему прекращению данной противозаконной деятельности.
Через некоторое время я с удивлением обнаружила, что все мои и Вячеслава вопросы и ответы Коваленко и Гришиной удалены с сайта. Из этого я заключила, что они поняли свою оплошность, удалили переписку и задумались, что же теперь на это ответить, в связи с чем, мною было направлено новое письмо В.В.Коваленко с указанием на исчезновение с сайта нашего диалога и с просьбой разъяснить, с чем это связано. И вот, наконец, пришел ответ, подробный и обдуманный, поскольку господа из ГИБДД ЦАО очевидно поняли, что просто так от меня они не отделаются.
Здравствуйте Анна Алексеевна!
Ничего нового к тому, что сказал заместитель начальника ДОБДД МВД России В. Кузин добавить сложно и дополнительных аргументов нам не требуется. Порядок обращения с письмами граждан с учетом срока рассмотрения не нарушен и оговорен в Приказе МВД России 750. До принятия окончательного решения по Вашему обращению и проверки достоверности опубликованных сведений, естественно ответ был снят с сайта администратором. В соответствии с разъяснениями правильной квалификации ПДД РФ заместителем Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения генерал-лейтенантом милиции В.В.Кузиным, опубликованными в «Российской газете» Федеральный выпуск 5341 (262) от 19 ноября 2010 г.: «В правилах дорожного движения появилось понятие «препятствие». До сих пор оно встречалось по тексту везде, но нигде не объяснялось, что это такое. Это неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Однако в правилах оговаривается, что не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями правил. Например, автобус, выгружающий пассажиров, не препятствие. Поэтому если вы его объедете через сплошную лишитесь прав. Зато если вы через двойную сплошную объедете с левой стороны сломавшийся автомобиль вам будет грозить только штраф по части 3 статьи 12.15 КоАП от 1000 до 1500 рублей».ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» утвержденный и введенный в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. 270-ст распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог. ГОСТом Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. 120-ст устанавливаются правила применения технических средств организации дорожного движения по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех дорогах. В пользовании стандартом ГОСТ Р 52766-2007 имеются нормативные ссылки на ГОСТ Р 52289-2004. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускаются. При организации дорожного движения размещение остановочных пунктов городского пассажирского транспорта оказывает существенное влияние на безопасность дорожного движения и на пропускную способность дороги. Вместе с тем от их расположения зависит удобство пассажиров. Поэтому при выборе мест для размещения остановочных пунктов приходится находить оптимальное решение при противоречивых требованиях удобства пассажиров с одной стороны и минимальных помех для транспортного потока с другой. Размещение и обустройство остановок городского транспорта в городе Москве входит в компетенцию ГУП «Мосгортранс» по согласованию с органами исполнительной власти, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Кроме того, согласно Постановления Правительства Москвы -661-ПП от 03.08.2010 года «О дополнительных мерах по улучшению организации дорожного движения в городе Москве» на департамент транспорта города Москвы возложена ответственность за координацию вопросов, связанных с изменениями схем организации дорожного движения на улично-дорожной сети города Москвы. Однако, учитывая существующие условия движения транспорта, особенно в центральной части города, в старых исторически сложившихся застройках, устройство заездных «карманов» не всегда представляется возможным. В соответствии с Федеральным Законом от 08 ноября 2007 года 257-ФЗ «обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющих содержание автомобильных дорог». При согласовании схем нанесения дорожной разметки, выполняемых по заказу балансодержателей территории, на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля являются допустимыми, а также где радиус кривых в плане превышает 50,0м отделом ГИБДД УВД по ЦАО г.Москвы указывается на нанесение дорожной разметки 1.11 вместо дорожной разметки 1.1 в зонах размещения остановок городского пассажирского транспорта. Если Вы готовы указать конкретное место на территории округа, где нанесена разметка 1.1 не позволяющая автобусу без нарушения ПДД остановиться, укажите и руководством ОГИБДД будет проведена проверка. Это будет актуально, так как с апреля 2011 года начинается весеннее благоустройство территории города, в.т.ч нанесение дорожной разметки.
Спасибо за сообщение и удачи! Поверьте, Вас никто не забыл.
Зам начальника ОГИБДД Коваленко Виктор Васильевич
Итак, г-н Коваленко признал факт неоднозначной ситуации с автобусом, указав, что автобус является препятствием зачастую в силу невозможности изменить дорожную схему в данном месте (нет возможности для устройства карманов и, в то же время, требуется нанесение линии 1.1, связанное с безопасностью на данном участке дороги, например, недостаточная видимость). С другой стороны всем нам известны такие места, где остановка находится на прямом участке видимости дороги, далеко от перекрестков, мостов и пр., но при этом там нанесена сплошная, препятствующая законному объезду автобуса. В этой связи, и в соответствии с предложением Коваленко по приведению разметки в соответствие правилам, призываю всех, кто знает такие места и хочет помочь, присылать информацию на сайт ФАР. Мы составим список, доведем его до сведения ГИБДД и проконтролируем исполнение данного обещания.
Анна
Московское отделение ФАР Источник:
|