Беспечный ездок
25.03.2011

Сезон охоты. В России, похоже, основательно взялись за чистку многомиллионных водительских рядов. Цель обретающих все больший масштаб мероприятий — отловить тех, кому за рулем по состоянию здоровья не место.

Факты вскрываются прелюбопытные. В Алтайском крае, например, как утверждается, права на управление транспортными средствами обнаружились у граждан с такими диагнозами, как «олигофрения в стадии дебильности» и «эпилепсия с изменением личности».

Данные о том, сколько по нашим дорогам колесит автолюбителей, имеющих склонность к алкоголю и наркотикам, при всей очевидности исходящей от них потенциальной угрозы для окружающих, отсутствуют. Так что дело вроде бы благое затеяно, вот только реализуется, как часто у нас бывает, не без побочных эффектов.

Корреспондент НТВ Андрей Григорьев выяснял, кто еще попадет под лишение.

По Садовому кольцу он летел, а рядом не то, чтобы лунный ветер и лунный свет, но точно что-то внеземного происхождения. Протаранив своей серебристой иномаркой сразу 16 чужих авто, водитель сообщил, что гнался за НЛО.

Очевидец: «Я смотрю в левое боковое стекло, едет вот этот автомобиль, а за ним бежит сотрудник ДПС. Стучит к нему в окно. А водитель явно невменяемый».

С этим, пожалуй, каждый инспектор хоть раз в жизни, но сталкивался. Внезапные необъяснимые приступы агрессии или, что тоже нередко случается, совсем уж неадекватное поведение. Как таким людям вообще водительские права выдают? Это же верная дорога к авариям и человеческим жертвам.

По данным журнала «Форбс» (Forbes), а он ведь не только списки миллионеров публикует, Россия в этом отношении давно уже обогнала весь мир — самая опасная и для водителей, и для пешеходов страна. Ежегодно на миллион автомобилей у нас гибнет до тысячи человек. Проблема находится на перекрестке двух самых известных российских бед. И очевидно, что уровень безопасности напрямую зависит не только от качества дорожного полотна, но и от тех, кто сидит за рулем.

Сколько среди 60 миллионов российских водителей людей с медицинскими диагнозами, которые по идее не позволяют управлять транспортным средством, доподлинно неизвестно. Но даже если всего по несколько сотен в каждом регионе, от них ведь могут зависеть жизни десятков тысяч участников движения.

Александр Пикуленко, автомобильный эксперт: «Самое страшное, что они появляются не только за рулем автомобилей частных, но и за рулем автомобилей профессиональных. То есть мы можем получить водителя с неустойчивой психикой за рулем автобуса, перевозящего пассажиров, мы можем получить водителя-наркомана за рулем дальнобойного грузовика. Все представляют, какие могут быть последствия».

Водить машину категорически запрещено людям с врожденными или приобретенными увечьями, которые просто физически не смогут управлять автомобилем; с прогрессирующими болезнями глаз (сидящий за рулем, естественно, должен обладать хорошим зрением), тяжелыми сердечными заболеваниями. А также страдающим хроническими психическими недугами, эпилепсией, алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией — их реакция на дорожные ситуации может быть непредсказуемой. Всего в списке — 24 диагноза, но уже в ближайшее время Минздрав собирается увеличить этот перечень вдвое.

Сергей Канаев, руководитель федерации автовладельцев России: «Вы думаете, основная проблема действительно в том, что у нас много неадекватных людей? Я уверен, что во многих странах проблема еще шире, но безопасность там гораздо выше, потому что эти люди не могут сесть за руль».

Формальный заслон, конечно, и у нас существует — каждый, кто сдает на права, обязан предоставить медицинскую справку. Но на деле заключение врачей можно просто купить в любой частной клинике, вовсе не проходя никакого осмотра. Ситуацию, как считают в Минздраве, можно изменить только законодательно.

Елена Рожкова, заместитель начальника отдела Департамента организации медицинской помощи Минздравсоцразвития РФ: «Предлагаемые поправки в действующее законодательство предусматривают ответственность, в том числе медицинских организаций, за выдачу таких справок».

Начинать борьбу нужно как раз с этого, решили в Минздраве. И взамен разномастных документов, а едва ли не у каждой поликлиники был свой бланк, ввели единую форму медицинского освидетельствования, действующую на всей территории Российской Федерации.

Марина Грибанова, заместитель главного врача республиканской больницы № 1 г. Саранск: «Есть место для фотографии, заключение врачебной комиссии, не менее трех человек. На обороте все врачи ставят свои заключения, заверяя их своей личной подписью и личной печатью».

Выявить фальшивку, как уверяют специалисты, теперь стало гораздо легче.

Ольга Кшняйкина, заместитель министра здравоохранения Республики Мордовия: «Человек в ГИБДД, который заподозрил, что эта справка, возможно, поддельная, звонит в учреждение, уточняет номер и серию, выдавало ли учреждение такую справку. Если нет, то проводится проверка».

Кого наказывать за нарушения: самих водителей, их работодателей, если таковые имеются, или медиков? Врачей обвиняют в коррупции — мол, за деньги любого могут сделать как больным, так и здоровым. Но на деле оказывается, что доказать финансовую заинтересованность практически невозможно.

Александр Сергиенко, прокурор Республики Мордовия: «Ссылаются на то, что не было умысла прямого у них давать справку, по неосторожности. Некоторые врачи вообще отрицают наличие их подписи. Мол, фамилия указана правильная, а вот подпись — нет».

В Мордовии милиция, медики и прокуратура договорились оперативно обмениваться информацией. Только делать это приходится крайне аккуратно, чтобы сберечь положенную по закону врачебную тайну.

Александр Шеин, заместитель начальника управления ГИБДД МВД Республики Мордовия: «Мы даем сведения в медицинские учреждения о гражданах, которые впервые получили водительские удостоверения, заменили водительские удостоверения по истечению срока действия и гражданах, которые совершили дорожно-транспортные происшествия. Медицинские учреждения, в свою очередь, проверяют данные списки. И если выявляются граждане, имеющие медицинские противопоказания, данная информация направляется в трехдневный срок в прокуратуру».

По стране прокатилась волна инициированных прокуратурой судебных процессов. Так, например, в новосибирском суде слушали дело о лишении водительского удостоверения автовладельца Бондаренко, у которого время от времени случаются приступы эпилепсии.

Дмитрий Бондаренко, ответчик: «Я ездил, проверился еще раз, и все».
Корреспондент: «Заболевание подтвердилось?»
Дмитрий Бондаренко: «Да. И я решил отказаться. Не только я пострадаю, но и другие люди».

Хорошо, когда пациенты специализированных медучреждений это сами понимают, но большинство-то с поставленными диагнозами не согласно. И их никакими запретами из-за руля не выманишь.

Юрий Зырянцев: «Диагноз поставили „хронический алкоголизм“. А я 12 лет не пью уже. Какой я алкоголик? Вот и все».
Корреспондент: «А права получали уже с этим диагнозом?»
Юрий Зырянцев: «Ну, получается, да».
Корреспондент: «И вам кто-нибудь что-нибудь сказал?»
Юрий Зырянцев: «Кто? Они же справку и дали, в этой же больнице. Такие две справки у меня сейчас от них».

О существовании каких-либо ограничений алкоголик, по версии прокуратуры, Зырянцев до того, как его вызвали повесткой в суд, и не подозревал.

Юрий Зырянцев: «Вообще, кто придумал такой закон? У нас в России каждый второй-третий пьет, поголовно. И че?»

Считается, что алкоголик или наркоман может вылечиться, и если у него несколько лет не будут проявляться признаки заболевания, права он сможет восстановить. Другое дело, что в России и многие физически абсолютно здоровые водители ведут себя на дорогах неадекватно. Но это уже скорее культура вождения, и здесь медицина точно бессильна.

Источник: http://www.autofed.ru/?p=4159

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Свежие фотки

2014-10-22-...
Image Detail
b_34681
Image Detail
тормозная л...
Image Detail

Я являюсь...

Я являюсь...
 
Крепеж автомобильный