Узаконенный грабеж ОСАГО: коррупция наступает |
21.04.2011 |
Окончание. Читать начало Проведем расчет завышения тарифов ОСАГО. Чтобы нынешнее отношение выплат к взносам, составляющее 57%, превратилось в требуемые по закону 80%, тарифы ОСАГО в среднем по России должны быть снижены на 28%. Это может быть сделано, например, снижением на 28% базового тарифа ОСАГО. Таким образом, действующий в настоящее время тариф завышен на 28%. Чтобы соотношение выплат и взносов 54% для города Москвы превратилось в требуемые 80%, тарифы ОСАГО для Москвы должны быть снижены на 32%. В случае снижения базового тарифа на 28%, это может быть сделано дополнительным снижением территориального коэффициента для Москвы с 2,0 до 1,75. Таким образом, действующий тариф ОСАГО для Москвы завышен на 32%. Очевидно, что Минфин знаком с приведенной выше статистикой Росстата. Возможно, именно поэтому он предлагает увеличить страховую сумму (максимальное покрытие) ОСАГО, дабы «устранить» необоснованное превышение взносов над фактическими выплатами. Очевидное решение просто снизить тарифы почему-то Минфин не посещает. Однако и страховые компании не дремлют. Одновременно с увеличением покрытия они предлагают увеличить на 30% и без того завышенные тарифы ОСАГО, то есть еще больше увеличить свою необоснованную маржу. Но Минфин пока против. Не известно, то ли он действительно начал «радеть» за народ, то ли просто набивает цену. В ближайшее время узнаем, удастся ли страховым лоббистам «сломать» Минфин. И на каком уровне это произойдет – на уровне самого Минфина или где-то рядом. Если тарифы ОСАГО повысят, значит, «сломали», если не повысят или вообще ничего не будут менять – значит, «договориться» не удалось. Что такое обязательное страхование АГО? Это освобождение виновника ДТП от ответственности перед потерпевшим. В каких случаях можно освобождать от ответственности? В случаях, когда ДТП незначительное, совершено по неосторожности, случайно, без грубых или умышленных нарушений Правил. Когда причиненный ущерб незначителен и не превышает ущерб в 70-80% случаев нетяжких ДТП. Нужно ли полностью освобождать от ответственности, порождая безнаказанность? В перечисленных выше случаях, наверное, нужно, чтобы не плодить многочисленные судебные тяжбы. А вот в случае серьезных ДТП, совершенных в результате умышленного превышения скорости или других грубых нарушений, с тяжелыми последствиями или значительным ущербом, хотя бы частичная ответственность перед потерпевшим должна возлагаться на виновника ДТП. Нужен баланс между защитой от случайностей и ответственностью за вину. Действующая в настоящее время страховая сумма (максимальное покрытие) ОСАГО удовлетворяет всем перечисленным требованиям. Она полностью покрывает ущерб в мелких ДТП, составляя годовую величину средней по РФ зарплаты (или около того). Превышающий эту величину ущерб взыскивается непосредственно с виновника ДТП через суд. Так кому выгодно ее повышение? Жаждущей безнаказанности группе повышенного дорожного риска. В которую входят и отпрыски некоторых наших чиновников и их друзья, их водители, да и они сами. Это им с их манерой рулить частенько не хватает страхового покрытия, и почему бы им за счет нас не увеличить компенсацию причиняемого ущерба? Реформа ОСАГО давно назрела, еще в момент его введения. Однако увеличение страховой суммы здесь ни при чем. В первую очередь, необходимо снижать необоснованно завышенные тарифы ОСАГО. Как показано выше, базовый тариф ОСАГО должен быть снижен на 28%, а тариф для Москвы – на 32%. Вызывает также сомнение привязка тарифа ОСАГО к мощности двигателя, а также разброс территориального коэффициента в 4 раза, вместо привязки, например, к массе транспортного средства и интенсивности его использования (пробегу). Кроме того, от ОСАГО должны быть освобождены застрахованные по авто-КАСКО с полной ответственностью перед третьими лицами. Возмещение ущерба потерпевшему в соответствии с законом должно производиться в размере полной стоимости ремонта независимо от износа поврежденных деталей – без обращения потерпевшего в суд, если не превышена страховая сумма. Ведь потерпевший не является инициатором такого ремонта, инициатор – виновник ДТП, это ответственность его и его страховщика. Что касается «накопленных» и кем-то присвоенных 98 миллиардов рублей избыточных страховых взносов по ОСАГО, то эти средства должны быть выявлены и перечислены в специальный компенсационный фонд. Из которого должны осуществляться выплаты потерпевшим в случаях, когда виновник ДТП оказался клиентом компании-призрака или вообще не имеет договора ОСАГО. А также должно осуществляться возмещение ущерба сверх страховой суммы, если виновник ДТП погиб или, являясь льготником, не имеет материальной возможности полностью возместить причиненный ущерб. Необходимо защитить интересы и других малоимущих виновников ДТП. Например, если дедушка-танкист на своем «Запорожце» в состоянии аффекта протаранил «Ламборджини», а тот с перепуга вспыхнул и сгорел, едва ли дедушка сможет когда-нибудь компенсировать полный ущерб. И увеличение страховой суммы ОСАГО дедушке не поможет, поскольку превышающий ее ущерб может быть взыскан через суд. Более логичным является ограничение максимальной суммы имущественной ответственности виновника ДТП. Сейчас такое ограничение состоит в пожизненном отчислении не более половины заработной платы и других доходов ответчика. Поэтому такие доходы минимальны. Для возмещения вреда жизни и здоровью в отдельных случаях существующий порядок является единственно возможным, а вот имущественную ответственность можно ограничить 60-ю или 72-я среднемесячными заработными платами по данным Росстата. На сегодня это соответствует приблизительно 1,2-1,5 млн. рублей. Если причинил непомерный ущерб, компенсируй непокрытую страховкой разницу или 5-6 лет работай на «дядю». А владельцам дорогих автомобилей стоимостью от 40-50 тыс. долл. и выше для получения полной компенсации необходимо страховаться по КАСКО. Что они в подавляющем большинстве и делают. Резюме. Увеличение страховой суммы ОСАГО выгодно злостным нарушителям, за которых будут платить все остальные через завышенный тариф. Интересам законопослушных автовладельцев соответствует снижение завышенного тарифа ОСАГО. Источник: http://www.autofed.ru/?p=4663 |