| Живой щит и меч |
| 28.04.2011 |
![]() История Станислава Сутягина, пострадавшего от созданного ГИБДД «живого щита» на МКАД, многому научила МВД МВД стремится закрепить за полицейскими право использовать «гражданские» автомобили для своих нужд. На официальном сайте ведомства выложен проект приказа, разработанного для исполнения нового закона «О полиции». Собственно такое право у милиционеров уже было. Они им даже злоупотребляли, организовывая «живые щиты». Проект приказа Рашида Нургалиева, разъясняющий при каких условиях страж порядка может на законных основаниях изъять машину, появился на сайте МВД в разделе «Общественная экспертиза». Если приказ будет утвержден министром в нынешнем виде (и если сотрудники полиции будут следовать его «букве»), то водителям не следует опасаться того, что их авто будут использовать для преследования преступника со стрельбой и переворотами. В первом пункте документа поясняется, что «транспортные средства, принадлежащие гражданам», могут быть задействованы полицейскими «в исключительных случаях». Предполагается, что полицейские получат право остановить и использовать чужой автомобиль «в не терпящих отлагательства случаях». Речь идет о пресечении преступлений, преследовании преступников или подозреваемых в совершении правонарушений, о буксировке поврежденных машин с места аварии, или о том, чтобы доставить в больницу пострадавших, нуждающихся в срочной помощи. Прежде чем воспользоваться машиной, полицейский обязан назвать фамилию, должность, звание и подразделение, после чего должен предъявить удостоверение и пояснить водителю, зачем правоохранителям понадобился автомобиль. Человек, который в этот момент находится за рулем, может продолжать управлять машиной, «при отсутствии необходимости его отстранения от управления». Полицейским запрещается использовать автомобили диппредставительств и машины, в которых находятся беременные женщины или несовершеннолетние. «Возможность изымать автомобили граждан в служебных целях была у милиционеров и раньше», — напомнил глава пресс-службы МВД Олег Ельников. Такое право им давал п. 28 статьи 11 закона «О милиции». Руководствуясь этой нормой, сотрудники московской ГИБДД 5 марта прошлого года устроили на МКАДе «живой щит» из нескольких автомобилей с водителями и пассажирами внутри, дабы задержать машину воров-барсеточников. В результате, как следовало из официального заявления ГУВД столицы, «были повреждены три личные автомашины граждан». Как известно, действия автоинспекторов были признаны чрезмерными, начальник столичной милиции Владимир Колокольцев уволил командира спецполка ДПС, которому подчинялись устроители «щита», и объявил строгий выговор тогдашнему главному автоинспектору Москвы генерал-майору Сергею Казанцеву. К слову, в качестве «компенсации» Казанцев вручил благодарственные грамоты владельцам машин, оказавшихся в роли заслона. Координатор Федерации автовладельцев России (ФАР) Андрей Орел полагает, что в отечественных условиях отдавать машину на благое дело борьбы с криминалом небезопасно. «Неизвестно, в каком состоянии автомобиль вернут, а потом судись, не судись — ничего не докажешь», — отметил он. «Обязательно нужно прописать не только процедуры, но и ответственность правоохранителей», — пояснил «МН» лидер Движения автомобилистов России (ДАР) Виктор Похмелкин. Причем это должно быть оговорено в федеральном законе, а не в подзаконных актах: необходимо указать все основания и последствия, чтобы не было никаких проблем с возмещением вреда. «Это невозможно сделать, когда нормы утверждаются келейно в МВД», — уверен Похмелкин. Источник: http://www.autofed.ru/?p=5203 |

