|
Похоже, власти всерьез взялись за проблему техосмотров транспортных средств и не отступятся. Во время пресс-конференции в «Сколково» 18 мая Дмитрий Медведев вновь подчеркнул, что технический осмотр автомобилей необходимо вывести из-под контроля МВД и совместить процедуру осмотра с получением полиса ОСАГО. Глава государства обещал, что соответствующий законопроект вот-вот должен быть передан в Госдуму. Эксперты считают, что новая схема имеет все шансы облегчить жизнь водителям и снизить коррупционные риски.
Лицом к Европе
Жаркие споры вокруг техосмотра разгорелись после апрельского кризиса, когда усиление контроля за процедурой прохождения ТО в ГИБДД обернулось гигантскими очередями у пунктов техосмотра. Автовладельцам порой приходилось простаивать сутки ради получения заветного талона. Проблему заметил сам президент, предложивший либо вовсе отменить техосмотр, либо сделать его беспроблемным для автовладельцев.
Отменять техосмотр вовсе ни чиновники, ни эксперты целесообразным не сочли. Даже представители общественных организаций автомобилистов высказались в том смысле, что необходимо знать, что ездит по нашим дорогам, иначе садиться за руль автомобиля станет слишком опасным.
А вот в корне изменить систему необходимо: прежде всего, вывести техосмотр из-под контроля ГИБДД и передать эту функцию, к примеру, частным структурам. Тем более что подобная практика действует в большинстве развитых стран. Даже союзная Белоруссия в этом вопросе серьезно опередила Россию – техосмотром транспортных средств здесь занимается не ГАИ, а многочисленные аккредитованные техцентры. С технической точки зрения реализовать такую модель несложно. «Любая приличная станция техобслуживания имеет достаточно оборудования для проверки технического состояния автомобиля, – поясняет вице-президент российской Ассоциации автомобильных журналистов Леонид Климанович. – Вопрос в том, чтобы разработать систему аккредитации».
Два года свободы
Похоже, с этим согласен и президент, который в ходе пресс-конференции выступил за проведение ТО автосервисами, но предложил увязать прохождение техосмотра с получением полиса ОСАГО. Страховщикам идея понравилась. По словам главы Российского союза автостраховщиков (РСА) Павла Бунина, участие страховых компаний в проведении техосмотра положительно отразится на его качестве, ведь страховщики особенно заинтересованы в снижении аварийности на дорогах.
Представители организаций автомобилистов тоже находят этот шаг логичным, но с некоторыми оговорками. Глава московского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев считает, что вместо привычного талона (за его сохранение выступают страховщики) логичнее выдавать диагностическую карту с подробной «историей болезни» конкретного автомобиля. Хорошая «история» могла бы стать основанием для предоставления скидок при заключении договоров ОСАГО и КАСКО. Это мотивирует автовладельцев к лучшему контролю состояния своих автомобилей.
Для перехода на подобную систему, по словам Канаева, необходимо создание единой базы данных, в которой отслеживалась бы история каждого автомобиля с момента его схода с конвейера. Это дело непростое и явно небыстрое.
«Практика развитых стран, например США, создававших единую базу учета, показывает, что на это уходит два года, как минимум, – говорит Сергей Канаев. – Учитывая российские реалии, времени может понадобиться и больше». Необходимым условием скорейшего создания такой базы ФАР видит мораторий на проведение ТО, а также мораторий на наказание для водителей его не прошедших.
Мировой опыт техосмотра автомобилей. Справка
В Европе полиция не имеет отношения к техосмотру. В большинстве стран существуют только мастерские с лицензией. Процедура техосмотра в них в среднем занимает полчаса и стоит около 70 евро.
Система, объединяющая функции контроля движения и периодической проверки технического состояния транспортных средств, на европейском континенте, помимо России, сохранилась только в Турции.
В Великобритании с 1967 г. технический осмотр проводит министерство транспорта. Без соответствующей отметки эксплуатация автомобиля запрещена. На ремонт отводится 10 рабочих дней. Повторное обращение – со скидкой или бесплатно (если доработки незначительны). Все авто должны соответствовать британскому техрегламенту: в Великобритании, например, запрещена эксплуатация машин с «американским» световым пучком.
Во Франции техосмотром занимаются частные фирмы, получившие государственную лицензию. Техосмотр обязателен для автомобилей старше 4-х лет. Машины старше 4-х, но младше 10 лет проходят техосмотр раз в два года, старше 10 – раз в год. Такой регламент освидетельствования (действует с 1996 г.) рекомендован для всех стран Евросоюза. За отсутствие талона технического осмотра оштрафуют на 90-140 евро, за повторное нарушение – вплоть до тюремного срока.
В Испании услугу прохождения ТО предоставляют и официальные дилеры. За 40-45 евро они заберут машину, проведут техосмотр и вернут его владельцу со всеми оформленными документами. Существует также опция контроля в ночное время: прошедшая техосмотр машина подается к подъезду хозяина к 7 часам утра следующего дня.
В Австрии и Германии техосмотр предписан автомобилям старше трех лет, проходят его каждые два года. О возрасте австрийского авто можно следить по гирлянде цветных стикеров на обратной стороне ветрового стекла. У немцев свидетельством соответствия техническим нормам служит цветной кругляш на заднем номере, экологическим – на переднем, которые к концу года объединяют в общую систему. Пройти осмотр можно не раньше, чем за месяц до даты, указанной в отметке, и не позже чем через четыре месяца.
В Нидерландах и Швеции автомобили освобождены от техосмотра первые три года от даты выпуска, машины старше 3-х лет проходят ТО раз в два года.
В США необходимость прохождения техосмотра полностью отсутствует в 13 штатах, а в остальных на этот счет действует весьма лояльное законодательство.
В 2010 г. от техосмотра отказались власти трех штатов – Миннесота, Кентукки и Нью-Джерси. В Делавере проводят ТО для автомобилей старше четырех лет, а в Мэриленде техосмотр необходим только при переоформлении транспортного средства на нового хозяина, а также при ввозе авто из другого штата.
В остальных штатах обязательный техосмотр действует, но проводят его гражданские фирмы, где ежегодно, а где и раз в два года. При этом администрацию штатов интересует в основном уровень СО в выхлопах двигателя.
Перечень проверяемых узлов и систем сильно разнится от штата к штату. Строже всего относятся к техосмотру в Вирджинии, Нью-Йорке и Массачусетсе: осматривают колеса с шинами, тормоза, кузов, светотехнику, поворотники и отражатели, зеркала, стекла, их очистители, рулевой механизм, коробку передач, каталитический нейтрализатор, звуковой сигнал, топливную систему и даже заправочную горловину, проверяют точность показания приборов.
В иных штатах, напротив, ТО заключается в проверке ремней и подушки безопасности.
На устранение выявленных неисправностей автолюбителю отпускается 20 дней, затем он должен повторно пройти процедуру осмотра. Езда без стикера техосмотра обернется крупным штрафом.
В Японии обязательный техосмотр предписан для автомобилей старше трех лет. Проходить ТО необходимо раз в два года.
В Китае единой системы техосмотра не существует, каждая провинция или городская администрация устанавливает свои ограничения.
В Австралии техосмотр необходим лишь при постановке на учет или смене владельца.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Неукротимая коррупция
Опрошенные РИА Новости эксперты уверены, что передача полномочий по техосмотру транспортных средств из ведения МВД частным структурам, без сомнения, упростит жизнь водителям и снизит коррупционные риски. Снизит, но не сведет их на нет.
Водители рискуют столкнуться с проблемой, хорошо знакомой клиентам частных медицинских учреждений, когда недобросовестный врач, пользуясь медицинской безграмотностью пациента, прописывает кучу ненужных, но весьма недешевых диагностических и иных процедур. В общем, подхватил насморк – вырезали аппендикс.
Леонид Климанович считает лучшей защитой от подобных злоупотреблений создание максимально широкой сети аккредитованных центров с тем, чтобы автовладелец, заподозрив неладное в одном автосервисе, мог развернуться и поехать в другой по соседству. Источник:
|