Минфин отписался по ОСАГО
07.09.2011

В июле Федерация автовладельцев направила в Министерство финансов запрос по ОСАГО. К запросу приложены официальные данные ФССН о соотношении страховых премий по ОСАГО, которые страховые компании собирают с автовладельцев, и страховых выплат автовладельцам.

За период с 2004 года по 2010 год в целом по РФ собрано 489,7 млрд. руб., а выплачено только 268,6 млрд. руб., т.е. средняя доля выплат составила менее 55% страховой премии. А по закону об ОСАГО должна составлять не менее 80% (или 77% без учета отчислений в компенсационный фонд). Разность 80% страховой премии и страховых выплат нарастающим итогом за этот период составила 123,1 млрд. руб.

Конечно, не все выплаты оформляются текущим годом, часть переходит на следующий год, а в отдельных случаях тяжбы длятся и более года. Однако по прошествии 2-3 лет такие переносы выплат должны компенсироваться выплатами в текущем году перенесенных выплат за предшествующие годы, поэтому доля выплат должна приближаться к 80% страховой премии. При этом отношение разности 80% премии и выплат, рассчитанной нарастающим итогом, к выплатам в текущем году не должно от года к году увеличиваться, если сумма выплат от года к году растет.

Подробные расчеты на основе данных Росстата приведены в нашей более ранней публикации. Они показывают, что это соотношение в 2010 году достигло 240%. То есть сумма избыточных страховых взносов на фоне заниженных выплат по ОСАГО в период с 2004 по 2010 год позволяет страховым компаниям в течение последующих двух лет производить выплаты, вообще не получая страховых премий. Другими словами, возможен двухлетний мораторий по взносам ОСАГО для всех автовладельцев.

Там же показано, что тарифы ОСАГО завышены в среднем по РФ на 28%, а по городу Москве на 32%. И на этом фоне нам повышают тарифы еще в полтора раза.

В ходе обсуждения этой публикации от представителя страховой компании поступила информация, что разность 80% страховой премии и выплат по ОСАГО изымается у страховых компаний в российский бюджет. А это уже не только нарушение закона об ОСАГО, но и незаконное взимание с граждан налога, не предусмотренного Налоговым кодексом, то есть новая уголовная статья.

За разъяснениями мы и обратились в Минфин. На днях получен долгожданный ответ, который публикуется ниже. Он оказался очередной наукообразной и назидательной отпиской. При этом родивший ее минфинов чиновник поленился ознакомиться с публикациями на сайте ФАР и попал впросак.

Он пустился в туманные рассуждения, что-де «сопоставление страховых выплат по ОСАГО и 80% страховых премий некорректно» как раз из-за упомянутых нами выше переносов выплат на 1-2 последующих года. Однако мы потому и использовали данные за 7 лет, чтобы компенсировать это влияние.

А еще нам сообщают, что страховым компаниям разрешено создавать резервы в размере до 10% от суммы неких незаявленных убытков. Однако сравнение нормативных 10% и фактических 240% «резервов» также оказывается не в пользу Минфина.

В очередной раз возникает вопрос, кто и как «там» рулит? И рулит ли вообще? Поскольку в ответе Минфина отсутствует точная информация о судьбе указанных 123,1 млрд. руб. наших взносов на ОСАГО, которую Минфин или скрывает, или сам толком не знает, что происходит на подконтрольном ему страховом рынке, Федерация автовладельцев намерена обратиться к Президенту РФ и в Генеральную прокуратуру. Если это вообще имеет смысл.

Министерство Финансов

Российской Федерации

(Минфин России)

Заместитель министра

Президенту

Федерации автовладельцев России

С.В. Канаеву

пер. Сивцев Вражек, 15/25-25,

г. Москва, 119002

Уважаемый Сергей Владимирович!

Министерством финансов Российской Федерации в связи с Вашим обращением об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — ОСАГО) сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 25 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон о страховании) предусмотрено, что экономически обоснованные страховые тарифы являются гарантией обеспечения финансовой устойчивости. Применение экономически необоснованных страховых тарифов может стать причиной невозможности исполнения страховщиком своих обязательств по договору страхования.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона о страховании страховые тарифы по видам обязательного страхования устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Федеральный закон об ОСАГО) страховые тарифы по обязательному страхованию, структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования (далее — страховые тарифы) устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом доля страховой премии, применяемая при расчете страховых тарифов и непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может быть менее чем 80 процентов от страховой премии.

Данное положение Федерального закона об ОСАГО закрепляет требование к структуре страхового тарифа по ОСАГО, из которого исходит Правительство Российской Федерации при расчете и установлении страховых тарифов по обязательному страхованию. Так, Страховыми тарифами по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структурой и порядком применения страховщиками при определении страховой премии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2005 г. № 739, предусмотрено, что 77% страховых премий по ОСАГО предназначено для осуществления страховых выплат по договорам обязательного страхования, 3% для финансирования компенсационных выплат и 20% страховой премии по ОСАГО предназначено для финансирования расходов страховщика на осуществление ОСАГО.

Страховые выплаты осуществляются за счет средств страховых резервов, формируемых в установленном Минфином России порядке из уплаченных страхователями страховых премий, и иных средств страховщика. На основании пунктов 2 и 3 статьи 26 Закона о страховании средства страховых резервов используется исключительно для осуществления страховых выплат и не подлежат изъятию в федеральных бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона об ОСАГО в случае, если при осуществлении обязательного страхования разница между доходами и расходами страховщика за первый квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год (отчетный период) превыешает 5 процентов от указанных доходов, сумма превышения направляется страховщиком на формирование страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие периоды (стабилизационный резерв по обязательному страхованию) до достижения данным резервом величины, равной 10 процентам размера страхового резерва произошедших, но незаявленных убытков, сформированного страховщиком для осуществления страховых выплат по обязательному страхованию (резерв произошедших, но незаявленных убытков по обязательному страхованию) на конец отчетного периода.

Следует иметь в виду, что собственные средства страховщика, наряду со страховыми резервами, также явлеются гарантией обеспечения финансовой устойчивости страховщика и исполнения им обязательств по заключенным договорам страхования (пункт 1 статьи 25 Закона о страховании). Страховые резервы и собственные средства страховщика обеспечиваются активами, соответствующими требованиям финансовой устойчивости, установленным Минфином России.

В отношении приведенного сопоставления страховых премий и страховых выплат по ОСАГО целесообразно отметить следующее.

Сопоставление страховых выплат по ОСАГО с 80 % страховых премий по данному виду страхования некорректно. В соответствии со структурой страховых тарифов по ОСАГО 80 % страховых премий по обязательному страхованию предназначено не только на осуществление страховых выплат, но и на финансирование компенсационных выплат, осуществляемых Российским Союзом Автостраховщиков в соответствии с Федеральным законом об ОСАГО.

Сопоставление страховых премий, полученных по договорам ОСАГО за отчетный период, со страховыми выплатами, осуществляемыми в течении этого же отчетного периода также некорректно, поскольку премии, полученные по заключенным договорам обязательного страхования, предназначаются для осуществления выплат по страховым случаям, произошедшим в течении года после его заключения (за исключением договоров обязательного страхования, предусматривающих использование транспортного срества в течении менее 12 месяцев в году).

Актуальные расчеты страховых тарифов по ОСАГО основываются на необходимости обеспечения высокой вероятности достаточности у каждого страховщика собранных страховых премий для осуществления страховых выплат при наступлении страховых случаев. По итогам 2010 года более 20 % страховщиков осуществлявших ОСАГО имели соотношение страховых выплат к страховым премиям, превышающее 0,77 (77 %). При достижении отношения страховых компенсационных выплат к страховым премиям в целом по рынку ОСАГО значения 0,8 (80%) финансовая устойчивость многих страховщиков, осуществляющих ОСАГО, значительно сократится, и возрастет вероятность неисполнения обязательств по договорам ОСАГО, что может привести к многочисленным нарушениям прав потерпевших на страховые выплаты по договорам обязательного страхования.

А.Л. Саватюгин

Федерация автовладельцев

Источник: http://www.autofed.ru/?p=7254

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Свежие фотки

2014-10-22-...
Image Detail
b_34681
Image Detail
тормозная л...
Image Detail

Я являюсь...

Я являюсь...
 
Крепеж автомобильный